В понедельник работникам предприятия "Электроавтотранс" начали выдавать зарплату, задолженную за три месяца. Деньги выделил городской совет после того, как 13 мая люди объявили забастовку, и ни один троллейбус в Сумах не выехал.
Водитель троллейбуса 34-летняя Ирина Коробко с мужем выплачивает построенную по программе молодежного жилищного кредитования квартиру. 38-летний Роман Коробко работает в "Электроавтотрансе" контролером. Платить надо больше 20 лет — ежеквартально по 500 грн.
26 марта Ирина просила руководство выдать хотя бы одну зарплату за январь — ей или мужу, чтобы заплатить за кредит.
— Нам даже не дали премий к 8 марта, — жалуется Коробко. — Профком утвердил по 40 гривен, но их включили в мартовскую зарплату.
Несколько раз водителей сумских троллейбусов с работы забирала "скорая". За рулем теряли сознание 29-летние Виктор Жигулин и Анатолий Горбачев, 30-летний Евгений Бирюков и Павел Яценко, 42 года.
Скорую помощь вызывали пассажиры. Плохо водителям становилось от истощения на работе.
— Вите Жигулину врачи сказали: потерял сознание от недоедания, — говорит Ирина.
Водитель 52-летний Николай Ясенок умер в больнице после того, как ему стало плохо на работе. К врачам не обращался, потому что не было денег. Водитель Виктор Прочухан, 42 года, попал в реанимацию с инфарктом, но деньги ему выдали только на пятый день. Их выпросила жена.
Ирине Коробко насчитывают чистыми 1300 грн в месяц. Она водитель первого класса.
— Когда 14 лет тому назад пришла в троллейбусное управление, имела 700 гривен в месяц, — вспоминает женщина. — Это была чуть ли не наивысшая зарплата в Сумах. А что такое сейчас 1300 гривен, которые еще и не платят?
Водитель первого класса 56-летний Виктор Бабич зарабатывает до 2 тыс. Работает почти без выходных. Отдыхает 2–3 дня в месяц. 26-летний Сергей Сердюк имеет третий класс водителя.
— За месяц накатываю 1200 гривен, — говорит он. — Это когда работая практически без выходных.
Водители утверждают, что работают по 12 часов в сутки. Раньше действовало жесткое требование: позволяли работать не больше 10 ч. В настоящее время оно не действует, потому что не хватает ни водителей, ни кондукторов. Первых на предприятии 112 человек, вторых, — 86. Всего в "Электроавтотрансе" работают 492 человека. На предприятии большая текучесть кадров.
— Две моих ученицы работают в Киеве, — рассказывает Ирина Коробко. — Имеют до 5 тысяч гривен в месяц чистыми. Живут по 12 человек в комнате. Платят за жилье по 50 гривен в месяц. Комфорта никакого, но они приехали заработать.
За год из "Электроавтотранса" рассчиталось свыше 100 человек. Из них половина — водители. Сергей Сердюк говорит, что ближе к осени поедет в Польшу. Будет работать там монтажником контактных электросетей. Там платят не меньше 1000 долларов в месяц. Спрашиваю, почему не едет в Киев водителем троллейбуса.
— В Киеве уже не дают жилье, — отвечает.
На территории "Электроавтотранса" виднеется лозунг, на котором большими буквами написано: "Цени свою работу, лучшей не будет". На доске объявлений висит приказ N311, подписанный директором предприятия Владимиром Левченко. В нем отмечено: работники, которые не вышли на работу 13 мая, нарушили законодательство об урегулировании трудовых споров. Потому зарплату за этот день им не насчитают.
14 мая сессия Сумского горсовета приняла решение о выделении коммунальному предприятию "Электроавтотранс" 3,7 млн. грн помощи. 2,2 млн. используют для погашения кредита. В 2005 году предприятие взяло 4,5 млн. ссуды, чтобы приобрести 10 новых троллейбусов. Остальными деньгами погасят долги по зарплате.
Комментарии