Война России против Украины показала систематические ошибки в военном руководстве Российской Федерации. У неприятеля заканчивается военный резерв. Но нужно готовиться, что быстрого краха России не произойдет.
Где сейчас самые горячие точки фронта и как долго может держаться оккупант в интервью Gazeta.ua, рассказал Николай Белесков. Он – военный эксперт, консультант центра исследований безопасности в Национальном институте стратегических исследований.
– О наступлении российских войск можем говорить, что они замедлились в большинстве направлений, – говорит он. - Если сравниваем то, что было в первые 10 дней войны и вторые 10, то по всем направлениям темпы продвижения россиян значительно замедлились. Но сказать, что линия фронта полностью стабилизировалась, пока не можем. Есть участки, особенно это касается вокруг территории Операции объединенных сил, где значительные вклинения. Это Запорожская область, с севера Харьковщина. Если вооруженные силы остановят врага на тех рубежах, где есть, это хорошо. Если враг будет нависать на фланг ООС, то думаю, командование будет принимать решение, чтобы организованно отойти. Чтобы не создать угрозы для нашей самой большой группировки.
Нам поставили 17 тысяч различных противотанковых средств Математически этого хватит против всех танков и бронетехники, что есть у русской армии
Какой себя показала наша армия?
Можем говорить об успешном характере стратегической оборонной операции. Основные наши силы сохранены. ВСУ могут оказать систематическое сопротивление за исключением Мариуполя, гарнизон которого находится в оперативном окружении. Хотя продолжает сопротивляться. Все остальные не окружены, продолжают сопротивление, есть связь с тылом. Задания выполняются успешно. У россиян не получилось глубоких рассекающих и захватывающих ударов, с помощью которых смещаются основные силы противника. Плюс мы получили важное время на внутреннюю мобилизацию, на мобилизацию международного сообщества, которое поставило нам 17 тысяч различных противотанковых средств и средств против бронетехники противника. Математически этого хватит против всего, что есть в русской армии.
Вопрос у врага стоит не в том, чтобы взять контроль над отдельными территориями, а чтобы уничтожить основу для сопротивления
Мы пока на первом этапе, когда проводится стратегическая оборонная операция с целью максимального изматывания наступательного потенциала противника. В целях стабилизации определенной линии фронта. Пока она не стабилизировалась и враг на Юге, на Востоке, около Харькова пытается прощупываться. Где-то у них есть определенные успехи, но они очень дорого стоят и не решают ключевой задачи. Ибо вопрос у врага стоит не в том, чтобы взять контроль над отдельными территориями, а уничтожить в краткосрочной перспективе основу для сопротивления.
Наши силы остаются полностью не окруженными, сопротивляются. Враг не достиг своих целей
Выполняет ли русская армия задачи, которые перед ними поставили?
Три недели – это очень серьезный срок. Все масштабные операции во Второй мировой войне, например, имели срок три недели-месяц. И в целях было прорвать оборону, оцепить противника, уничтожить тылы. Наши силы остаются полностью не окруженными, сопротивляются. Враг не достиг своих целей. Здесь сработало два фактора – систематическое сопротивление наших вооруженных сил и значительные и систематические ошибки в военном руководстве РФ. Российские вооруженные силы оказались совсем не такими, какие показывали, в частности, западные издания.
Должны сделать серьезные удары, которые бы отбросили противника на несколько десятков километров назад. Это имело бы стратегические последствия
Не повторится ли ситуация с Донбассом, когда фронт закрепился на многие годы?
То, что нужно готовиться к тому, что скорого краха России не произойдет. Это верно. Цели у обеих сторон максималистские. И возможность мобилизовать под эти цели ресурсы есть. Что у нас – с помощью Запада, что у России, поскольку она продолжает торговать нефте- и газоресурсами. В общем, стратегически нужно готовиться к затяжному противостоянию. Надо не просто защищать территории, но и готовиться, чтобы в перспективе освободить оккупированные территории. Или хотя бы, когда наступательный потенциал иссякнет – с колес провести один-два мощных контрудара. Не контратаки, как мы сейчас постоянно проводим. А серьезные удары, отбросившие противника на несколько десятков километров назад. Это имело бы стратегические последствия.
Время играет против россиян. Речь идет не только о противостоянии Украины, но и о том, что западные санкции работают
Есть риск, что Россия сможет окопаться. Но долго это не будет играть ей на пользу. Когда против России наложено столько санкций, нужно делать либо шаг назад, либо добиваться целей военным путем. Последний вариант не рассматривается.
Стратегически возможность остановиться и окопаться россиян не спасет. Со всеми санкциями они не могут тянуть все это на себе. Это промежуточный этап, а не так как это было в 2014 году. Три-пять лет под такими санкциями Россия не выдержит. Но и нам нужно продержаться какое-то время. Должны быть готовы, что через несколько месяцев это не закончится. Но время играет против россиян. Речь идет не только о противостоянии Украины, но и о том, что западные санкции действуют.
Надо готовить к худшему сценарию. Ибо у многих есть эйфория, что это через месяц-два закончится.
Возможность перегруппироваться, подготовиться к двум серьезным ударам в РФ остается
У Путина заканчиваются резервы?
Да. Но далеко не все силы, которые сейчас задействованы, утратили боеспособность. Если мы реально уничтожили до четверти батальонно-тактических групп, остается еще 75 процентов. И возможность перегруппироваться, подготовиться к двум серьезным ударам остается. То есть создать серьезный резерв и бросить в бой будет тяжело. Потому что нужно заниматься подготовкой, вооружать их, а это время. Россияне с тем компонентом, который они имеют против нас сейчас, имеют возможность для перегруппировки и попытки нанести удар. Пожалуй, сейчас это происходит. Потому что стабилизация может быть не только как следствие исчерпания потенциала противника, но и потому, что он взял соответствующую паузу и пытается улучшить свои дела.
Серьезных резервов в следующие несколько недель действительно сложно представить. Если бросить без подготовки, их просто уничтожат. Русские пожинают плоды, создавшие компактную армию, оказавшуюся не очень профессиональной. Теперь у них нет готового мобилизационного ресурса.
Враг еще не исчерпал свой наступательный потенциал
Насколько критическая ситуация в Чернигове и Мариуполе?
Чернигов полностью не оцеплен. Снабжение систем, в частности, поражение продолжается. Не смотря на попытки россиян порезать коммуникации.
Мы пока не можем снять блокаду Мариуполя, потому что на близких ему направлениях есть проблемы. Сначала нужно разобраться с тем, что угрожает вокруг.
Деблокада города требует серьезной группировки, которой сейчас нет. У нас протяженный фронт, сразу несколько направлений. Враг еще не исчерпал свой наступательный потенциал. Россияне показывают хороший пример: можно иметь кучу железа, но не уметь качественно действовать.
Комментарии