Ексклюзивы
четверг, 07 сентября 2017 10:00

Субсидии по осени считают

Субсидии по осени считают
Согласно данным Госказначейства по состоянию на 28 августа в результате перераспределения перечислений в ряде областей образовался профицит средств на общую сумму 3,3 миллиарда. грн. Фото: kremen.gov.ua

Отопительный сезон в ряде регионов может оказаться под угрозой после перераспределения Кабмином объема компенсации за коммунальные услуги.

Вице-премьер Геннадий Зубко в среду заявил на заседании Правительства, что страна на 96% готова к отопительному сезону. Однако столь оптимистичные прогнозы не учитывают объемов долгов государства перед поставщиками коммунальных услуг по субсидиям. Из-за которых многие жители украинских регионов могут встретить его с холодными батареями, без горячей воды, а возможно и с невывезенным мусором. При чем на фоне этого дефицита отдельные области получают едва ли заслуженные привилегии.

Кто получает субсидии

В заявлениях представителей власти часто фигурирует цифра – количество семей, которые являются пользователями субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это граждане, стоимость потребленных услуг которыми превышает порог в 15% от их официального дохода. Однако несмотря на то, что правительство оперирует этим показателем, а также расчетами об объеме предоставленных субсидий на одну семью, по факту получателем денег из госбюджета являются поставщики услуг.

Популисты любят акцентировать внимание на том, что конечным пунктом назначения денег налогоплательщиков являются компании олигархов. Дескать, повышая объем выделенных субсидий, мы пополняем карманы условного Ахметова, Коломойского или Григоришина. Это правда, но не вся.

Ведь тарифы на услуги повышает Нацкомиссия регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг – государственный орган, а цены на энергоносители формирует правительство – то есть опять же органы власти. Кроме того, услуги предоставляют не только облэнерго или облгазы, которые находятся в частных руках, но и коммунальные водоканалы, теплосети, а также ЖЭКи и ОСМД, созданные самими жителями домов.

Таким образом, когда государство повышает расходы на субсидии, то эти деньги идут всем поставщикам услуг - и за электроэнергию, и за газ, и за содержание дома или вывоз мусора. Соответственно, недофинансирование субсидий "ровным слоем" ложится на них всех. Вернее, отнимает у них возможность нормально работать. В результате услуги недополучают как те, кто формально "пользуется субсидиями", так и те, кто оплачивает коммуналку сполна, на 100%.

Особенно ярко это прочувствовали киевляне в июне текущего года, когда "Киевэнерго" вынуждено было прекратить подачу горячей воды в сотни домов по всей столице из-за долгов перед "Киевгазом", накопившихся, в свою очередь, из-за долгов государства по субсидиям за поставленные услуги. Ситуация вылилась в бурные обсуждения в социальных сетях и в экспертных кругах именно столичных перипетий. Однако мало кто заметил, что аналогичные проблемы стали проявляться и в других регионах, о чем сообщали местные активисты.

Откуда берутся долги

Происхождение долгов имеет простое объяснение. По состоянию на конец первого полугодия услуг было предоставлено столько, на сколько заложили денег на весь год. Эксперты обвиняли в этом Минфин, который якобы просчитался и не учел, что резкое повышение цены на газ существенно увеличит и количество получателей субсидий, и объемы этой компенсации поставщикам услуг. "То, что возникла дыра с субсидиями, это серьезный просчет, так как средства, запланированные на осень, были исчерпаны еще зимой-весной. Наверняка, это просчет правительства - Министерства финансов. Возможно, был расчет на теплую зиму, на экономию ресурсов", - считает член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Выход из ситуации искали в аварийном порядке. За законопроект 6600 о внесении изменений в бюджет, в котором было заложено дополнительно 14 млрд. грн. на субсидии, в преддверии каникул проголосовали 226 народных депутатов – минимально необходимое количество, так что инициатива прошла "по лезвию ножа".

Но и участники рынка, и члены профильного комитета Рады, и общественные активисты, которые глубоко занимаются темой жилищно-коммунальных услуг, уверены, что суммы в 14 млрд. грн. на покрытие реально предоставленных услуг до конца года не хватит. По мнению экс-члена НКРЭ вице-президента ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" Сергея Дунайло, уже в октябре придется пересматривать бюджет еще раз. Иначе под угрозой находится начало отопительного сезона по всей стране. По словам члена комитета ВР по вопросам ЖКХ Алены Бабак, дополнительная потребность в средствах может измеряться несколькими десятками миллиардов гривень.

Смена приоритетов

В этих экстремальных для отрасли условиях правительство решило перераспределить часть денег, выделенных на субсидии, между регионами.

18 августа было принято соответствующее распоряжение за №558-р, согласно которому около 2,4 млрд. грн. были "переброшены" от одних областей другим. Формально мотивом для этого стала необходимость покрыть долги по уже предоставленным услугам. Однако по состоянию момент, когда принималось распоряжение (данные на 14 августа), такие долги были в абсолютно всех регионах, кроме Херсонской области. Там Госказначейская служба "вышла в ноль", то есть погасила долги по субсидиям по всем предоставленным услугам. В остальных же областях объем долгов варьировался от 1,7 млрд. грн в Днепропетровской области до 256 млн грн в Одесской.

Перераспределение 2,4 млрд. грн. в этой ситуации вызвало вопросы. Ведь после него сразу 5 регионов стали "профицитными", то есть объем перечисленных туда средств превысил объем предоставленных услуг. Ряд же областей загнали в еще больший "минус". Так, +830 млн грн. получила Киевская область, +660 млн грн. – Полтавская, +324 млн грн. – Херсонская (которая и без того была бездефицитной).

Кроме того, дополнительные ресурсы появились у Черкасской, Ривненской, Одесской, Николаевской, Кировоградской, Ивано-Франковской, Запорожской областей. В остальных регионах произошли изъятия размером от 17 млн грн в Луганской области до 1,5 млрд. грн. в Киеве.

Почему так произошло? Есть мнение, что потери ресурса, зафиксированные в распоряжении 558-р – прямая ответственность руководителей исполнительной власти, например, в Киеве – мэра Кличко. По словам координатора жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора" Татьяны Бойко, именно он должен инициировать решение проблемы недофинансирования столичного коммунального хозяйства.

Согласно данным Госказначейства по состоянию на 28 августа (последнее обновление информации, за последнюю неделю обновления на вечер среды 6 сентября не было), в результате перераспределения, а также после проведенных за последнюю неделю лета перечислений, в Киевской, Полтавской, Харьковской, Херсонской и Винницкой областях образовался профицит средств на общую сумму 3,3 млрд. грн. Если правительство так печется о том, чтобы как можно оперативнее покрыть долги за уже предоставленные услуги, то не нужно ли направить эти средства в дефицитные области?

Сейчас вы читаете новость «Субсидии по осени считают». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть