Пенсионный эксперимент под руководством МВФ и под руководством премьера Николая Азарова угрожает национальной безопасности разбалансировкой системы организационных, производственных и социальных отношений.
Официально работающих пенсионеров в Украине 2,3 млн. Это свыше 21% всего работоспособного населения, а через 20-25 лет, как заверяют демографы, процент работающих пенсионеров достигнет 50. Люди уже в настоящий момент не могут выжить на мизерную пенсию сами и вынужденны помогать безработным или малоимущем детям и внукам, получая на должностях рабочих, бухгалтеров, охранников, инженеров, зарплату не больше 2 тис грн. Если под давлением Международного валютного фонда в надежде на очередной транш правительство Николая Азарова врежет им пенсию до уровня прожиточного минимума, что эти люди будут делать? Или смирятся с потерей пенсии и будут работать так, что работа просто не будет продвигаться, или покинут официальное место труда и пойдут "в тень". Третий вариант: вообще покинут работу и будут выживать из дачных участков. На вакантные места молодежь вряд ли пойдет, потому что и зарплата малая, и профессионализма недостает, как и желание работать от звонка до звонка, и сама работа непрестижна и бесперспективна для получения или покупки жилья и тому подобное.
Что же тогда делать? Повысить возраст выхода на пенсию до 65-67 лет? Даже в развитых странах такая идея встречает сопротивление, хоть средний возраст жизни там на 15-20 лет выше, чем в Украине. У нас многие вообще не доживают до пенсии.
Многомиллиардные бюджетные средства, часть которых обычно шла на пополнение Пенсионного фонда, бывшее правительство забрало из многих источников, но больше всего - от продажи без тендеров товаров и услуг "своим" людям. Эксперты называют сумму кражи - около 30 млрд грн. Нынешнее правительство знало об этом и должно было бы своевременно подготовиться к такому "подарку", создать несколько моделей поведения выхода из этой ситуации. Этого сделано не было. Где же делись известные специалисты, которыми так похвалялась Партия регионов?
Чтоб решить проблему с наполнением Пенсионного фонда, "дыра" дефицита которого уже разрослась до 70 млрд., правительство решило ограничить высокие пенсии тем, кто едва лишь готовится их получать. В этом году таких пенсионеров будем иметь 30 тысяч. А получателей "государственных пенсий" уже насчитывается около 400 тысяч.
Много ли сэкономим в первый год после введения такого закона? Если элитная пенсия будет превышать обычную только на тысячу гривен, то месячная экономия достигнет 30 млн, а годовая - около 400. Максимум - миллиард. И это лишь при условиях ограничения высоких пенсий "за наукой", то есть в соответствии с функцией нормального распределения, которая охватывает любую многочисленную совокупность значений любых величин и показателей. За ней максимальная пенсия может быть больше минимальной в 4-6 раз. Но премьер Николай Азаров считает, что преимущество должно достигать 12 раз!
О ком так беспокоится глава правительства? О приближенной к нему "государственной элите", потому что как она будет жить на 2800 или даже 4200 гривен! В конечном итоге, Николай Янович уже сам два года как пенсионер "государственного значения", и получает пенсию в несколько десятков тысяч гривен.
Оправдывая ограничение "государственных" пенсий лишь для новых пенсионеров, вице-премьер Сергей Тигипко обмолвился, что закон не имеет обратной силы. Поэтому пенсии "старых" пенсионеров, некоторые из которых достигают 40-50 тыс. грн., не будут урезать. Позвольте, о каком законе идет речь?
Закон о пенсионном обеспечении "государственной элиты" парламент принял с грубыми нарушениями: закрыто и без сообщения у прессе. То есть, за нормами международного права, данный закон не может считаться легитимным, а нарушения, заложенные при его принятии и регистрации, не подпадают под норму его необратимости. Как акт, который регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, он должен устанавливать обязательные правила для каждого гражданина.
Понимает это господин Тигипко, или ему безразлично?
То, как правительство Николая Азарова пытается перевести проблемы дефицита Пенсионного фонда из 400 тысяч представителей пенсионной "элиты" на плечи 13 миллионов пенсионеров с небольшой, даже минимальной, пенсией, лишний раз свидетельствует: сытый голодного не понимает.
Марк Оливенский, кандидат экономических наук
Комментарии
9