Министр экологии Олег Проскуряков осуществил рабочую поездку на территорию закрытого химзавода в Горловке (Донецкой области). Оттуда 19 сентября вывезли последнюю партию так называемого "кровяного яда" - мононитрохлорбензола.
Высокотоксичные отходы хранились в проржавевших металлических бочках и протекающих емкостях среди руин закрытого завода. 19 сентября мононитрохлорбензол отправили на завод по переработке отходов в Польшу. На эти цели из разных бюджетов было выделено около ста миллионов гривен.
Работы, начиная с 2011 года осуществляла израильская компания. Она же в настоящее время продолжает работы на объекте Домбровский карьер в Ивано-Франковской области в г. Калуш.
На территории Горловского химзавода уже начата подготовка к утилизации тротила и серной кислоты. В дальнейшем планируется начать работы по рекультивации зараженной опасными химикатами земли.
- Последствия могли быть необратимы – когда рядом была такая смесь – как тротил и мононитрохлорбензол. Но, слава богу, мы работы завершили, экология – один из приоритетов государства. Остальные проблемы, которые остаются на территории завода, мы закроем в следующем году. Я вам обещаю, найдем деньги – возможно, выделим из фонда охраны окружающей среды, - пообещал министр Олег Проскуряков.
Интересно, что о об отгрузке последней партии мононитрохлорбензола уже рапортовали в декабре 2011 года. Тогда бывший министр экологии Николай Злочевский заявил, что опасность техногенной катастрофы устранена полностью. Тогда были вывезены на утилизацию за рубеж 2,7 тыс. тонн мононитрохлорбензола. Но вскоре обнаружили дополнительные 440 тонн ранее не учтенных отходов.
- Еще 2 недели назад тут были огромные кучи яда под открытым небом, от запаха миндаля (так пахнет мононитрохлорбензол) забивало дыхание, - рассказала Татьяна Тимочко из "Всеукраинской экологической лиги". - Мы обращали внимание правительства и очень хорошо, что 3 года назал в стране началась программа ликвидации опасных отходов – это и гексохлорбензол в Калуше, и мононитрохлорбензол в Горловке. Работы иностранной фирмой выполнены на высоком уровне. Работники в течение смены по 3 раза меняли резиновые сапоги, потому что их разъедало ядовитое вещество. Теперь рекультивация становится важной проблемой и для Горловки, и для Калуша. Еще есть в Киеве такой же опасный объект - завод "Радикал" - там 200 тысяч тонн отходов содерджащих ртуть. Мы достигли решения о вывозе этих отходов из Киева в Горловку на завод, который будет их перерабатывать.
На территории Горловского химзавода остаются 2 временных могильника, которые протекают, заражая почву и воду. Их срок жизнит истек в 1999 году. Внутри и "кровяной яд", и ртуть, и другие вещества, которые трудно определить из-за перемешивания.
В прошлом году МЧС официально известило, что в Горловке состояние концентрации загрязняющих веществ в почве и подземных водах близко к чрезвычайной ситуации. Одна из причин - влияние могильников.
-Состояние могильников требует экспертизы, объемы не известны, объект представляет опасность не только для города. Есть угроза попадания ядов в грунтовые воды, мониторинг вод в настоящее время не проводится, - уточнила для Gazeta.ua Татьяна Тимочко.
Госпредприятие "Горловский химический завод" было построено в 1939 году, а закрыто в марте 2001 года. В советские годы там работали 4 тысячи человек. Предприятие производило взрывчатку и мононитрохлорбензол.
Завод был секретным, 80% продукции предназначалось для военных целей. Для обеспечения сырьем рядом построили азотно-туковый завод (теперь – "Стирол"). Толлуол получали с коксохимического завода, а серную кислоту изготавливали в цехе химзавода.
В 1989 году случилась авария. Отходы, в числе которых мононитрохлорбензол, протекли из неприспособленных хранилищ и попали в шахтные стоки. В результате в шахте "Александр-Запад" погибли шахтеры и спасатели. Погибших с места аварии достать не смогли. Тогда и были наспех построены временные могильники, рассчитыванные на 10- 15 лет.
Местные жители считают, что в Горловке нет колодцев и родников с пригодной для питья водой именно из-за этих могильников.
Мононитрохлорбензол относится к 1 классу опасности. Больше всего поражает струкутру крови. Попадания одного миллиграмма в организм человека достаточно для наступления смерти.
Комментарии
2