Ексклюзивы
вторник, 30 ноября 2010 04:00

О минуте молчания напоминали сигналы маршруток

В субботу 27 ноября в стране почтили память жертв Голодомора 1932–1933 годов в Украине.

В Хмельницком возле памятника "Ангел скорби" собралось около 2 тыс. горожан. Зажгали свечи, отправили панихиду. На словах "Вечная память" с деревьев слетела стая ворон и с карканьем исчезла за крышей дома.

— В прошлом году служба была украинской, а в этом году правят священники Московского патриархата, — возмущается бывший воин УПА Горислав Лаба, 84 года. — Меня не приглашали. О ходе узнал по радио.

В Виннице в парке им. Козицкого сошлись около 200 человек.

— Народ еще не вызрел. Я перед этим заходил в торговый центр "Магицентр", там втрое больше посетителей, — говорит соседу 61-летний Владимир Сопильняк. — Не все понимают значение этого события. Мой отец из села Шура-Митлинецкая Гайсинского района умер три года назад. Голодовка его застала в 10 лет. Рассказывал, что в классе с ними учился очень толковий парень. От него все время чесноком пахло. Больше не было чего есть. Он умер. Папа до последнего дня вспоминал того парня и жалел, что такой интеллект погиб.

У памятника жертвам геноцида организаторы призвали людей попросить прощения у невинно погибших. Толпа дружно повторяет трижды "Простите нам". Потом трижды говорит: "И мы вам прощаем". У многих выступают слезы.

Мэр города Владимир Гройсман и другие представители власти в траурном шествии не участия не принимали.

Накануне в пятницу 26 ноября возле памятника жертвам Голодомора в Виннице собралось около тысячи людей.

— Мои сестры и брат умерли в голодовку, — по щекам 80-летней Анны Тахтаевой текут слезы. — Мне было три года. Помню, как утром мама отцу говорила: "Петя уже холодный". Он был на год меня старше. Я, самая младшая, только выжила.

В Одессе на Соборной пл. больше двухсот людей. Место почитания памяти охраняют 50 милиционеров.

— Прихожу шестой год подряд, — говорит студентка Анна Михайленко, 23 года. На ее сумке надпись: "Не бойся быть украинцем".

Зажженные свечи выставляют на площади в форме креста. Оратор говорит, что новая власть города во главе с мэром Алексеем Костусевым проигнорировала это событие.

— Это еще счастье, что нас не арестовывают здесь. Спасибо, что вы не побоялись прийти сюда, зажечь свечку, — говорит Андрей Перов, 50 лет. Он адвокат.

Во Львове на просп. Свободы раздается похоронная музыка.

— Когда уже выключат? Это невозможно слушать, — говорит работница аптеки. Идет мелкий дождь со снегом. Прохожие кутаются в  шарфы.

Территорию возле памятника Тарасу Шевченко заполонили люди. Многие пришли с колосками. Крестом выстроились курсанты военного училища в черной форме. Снимают фуражки. Минута молчания.

На центральной площади Тернополя лозунг "Голодомор-геноцид" выложили 2-метровыми буквами из 1726 свеч.

— Хотим напомнить власти, что Голодомор был не из-за неурожая. Это было запланированное тогдашней властью уничтожение народа, — говорит 25-летний Юрий Лотоцкий из организации "Молодежный националистический конгресс".

— Но что ты Януковичу объяснишь? — добавляет 27-летний Богдан Яремко. — Для него что геноцид, что генофонд — одно и то же.

В Ивано-Франковске на светодиодных экранах на центральных площадях в течение дня транслировали видеофильмы "Хлебная гильотина", "Голод 33-го", "Неизвестный голод". В 16.00 на Вечевой площади около 400 людей зажгли свечи. О минуте молчания звуковым сигналом сообщает общественный транспорт.

На Центральной пл. в Черновцах возле памятника Тарасу Шевченко около сотни горожан выложили из свеч крест. На большом стенде показывали фото на тему Голодомора.

— Я маленьким пришел к своим родственникам в гости. Они только поели, и тетя смахивала крошки и остатки еды со стола, чтобы залить их водой и дать собаке. В дом попросился молодой мужчина, просил что-то поесть. Дядя ответил, что ничего нет, лишь помои для пса. Я до сих пор вижу, как тот мужчина взял миску с теми помоями, выпил их и перекрестился. Поблагодарил и пошел, — рассказывает черновчанин Иларий Терлеский, 83 года.

От 100 до 5000

Столько людей собралось на центральных площадях областных центров в день поминания памяти жертв Голодомора 1932–1933 годов

Чиновники в ресторане праздновали открытие церкви

В субботу утром в поселке Широкое под Донецком проходит праздничная литургия. Митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион открывает новый Михайловский храм. На службу приехал губернатор Донетчины Анатолий Близнюк и народные депутаты. С недавних пор они живут на хуторе Широком. Давали деньги на строительство церкви.

— У вашего поселка появилось новое рождение, — говорит Илларион верующим. — Благодаря человеку, который имеет высокое положение и является одним из немногих, кто искренне любит народ.

Добавляет, что знает губернатора 15 лет.

— Спаси его, Господи, — приговаривают за митрополитом парафиянки.

Владыка благодарит губернатора за храм и новую дорогу. Вручает Анатолию Близнюку высшую церковную награду — орден святого равноапостольного князя Владимира.

Награды также получают помощник губернатора Иван Карасев и несколько чиновников. В частности начальник Главного управления капитального строительства облгосадминистрации Олег Кизименко. Тот  опоздал. Митрополит надевает ему орден уже на выходе из церкви.

На улице Близнюка обступают журналисты. Напоминают, что во всех храмах в эту субботу правят панихиды по жертвам Голодомора.

— Мы помним, это не должно повториться, — нахмуривается губернатор. Обещает зажечь свечу в 16.00.

Чиновники рассаживаются по машинам, едут праздновать в ресторан неподалеку. Остальных собравшихся приглашают к накрытому во дворе столу. Накрапывает дождь.

— Не было никакого Голодомора, это все Ющенко придумал. В 1932–1933 годах был неурожай, — говорит пожилая женщина, которая называется Ниной.

В 16.00 в тот же день возле памятника Шевченко в центре Донецка собралось около сотни людей.

— В Донецкой области еще мало сделано для увековечения памяти жертв Голодомора, — говорит Мария Олийнык, заместитель главы областного общества "Просвита". — Местные чиновники уже не отрицают факт Голодомора, но, как и раньше, не считают его геноцидом украинского народа. Улицы Донецка до сих пор носят имена организаторов Голода: Власа Чубаря, Станислава Косиора, Павла Постышева. Я с 1989 года обращаюсь к местной власти с просьбой переименовать улицу Постышева, дать ей имя Героя Украины Василия Стуса, который учился и работал в Донецке. Но в Донецком горсовете 85 депутатов из 90 — члены Партии регионов. Этим все сказано.

Сейчас вы читаете новость «О минуте молчания напоминали сигналы маршруток». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть