5 лет жители поселка Замглай Рипкинского района Черниговщины страхуют коров в собственном страховом союзе. Выходит дешевле, чем в коммерческих страховых компаниях, и меньше волокиты.
В ночь на 13 июня в поселке загорел ся гаражный массив. Там люди держат технику, скот. Погорели машины и мотоциклы. В огне погибли домашняя птица, телка и две коровы.
Мастер местного профтехучилища 59-летний Иван Савенко ночью гасил пламя, а утром разбирал пожарище и закапывал обгоревший труп своей коровы.
— В полдевятого утра страховщик привез деньги прямо на пожарище, — говорит Иван Петрович. — Мы свою корову застраховали в коммерческой страховой компании на 2200 гривен. Платили по 132 гривни в год. Еще две тысячи нам должна выплатить поселковая "Касса взаимопомощи". Туда платили 25 гривен в год. Но сгорели сразу две коровы. С деньгами касса просит подождать, пока насобирают.
За хорошую корову в настоящее время просят 5–5,5 тыс. грн.
— Так мы и застраховали у двух страховщиков, чтобы выплат хватило купить новую, — добавляет жена Савенко Валентина, 56 лет. — Кроме нас двоих молоко, сметану и сыр едят сынова и дочкина семьи. Продавать молоко теперь невыгодно, потому что закупают его по гривне за литр. А внукам оно необходимо.
57-летняя Анна Лемешко корову успела застраховать. А вот телку — нет. Оба животных погибли во время пожара.
— Раньше страховые компании тянули с выплатами, — говорит Виктор Ворона, 59 лет. — Часто даже не всю сумму отдавали. Вместо двух тысяч платили ты сячу-пол торы. Потому люди и решили создать собственный страховой союз. Все друг друга знают, с деньгами махле вать не будут. Да и более дешево.
Общественное объединение владельцев коров "Касса взаимопомощи" в Замглае создали в 2003 году. Зарегистрировали в сельсовете как недоходную организацию. Единственная плата — руководителю объединения. Он не отпасает свою очередь. Для этого люди нанимают пастухов.
Страховщик привез деньги прямо на пожарище
Сначала хозяева вносили на страхование по гривне -две. Но и выплаты были незначительными. Потом решили их повысить. Платят за потерю коровы 2 тыс. грн. Если владелец должен сдавать животное на мясокомбинат, то к вырученным деньгам делают доплату. Чтобы хозяин за вынужденный забой имел тоже 2 тыс. Коров становится меньше, суммы взносов растут. В этом году страховщиков осталось 85, поэтому складываются по 25 грн.
После пожара решили собирать по 100 грн, чтобы оставался запас. Если несчастных случаев не будет, деньги перейдут на следующий год.
— Если корова заболела или погибла — я ее осматриваю, — рассказывает заведующая ветеринарным пунктом Зоя Михайленко, 29 лет. — Когда поддается лечению, рекомендую лечить. В случае, если хозяин ослушается и дорежет скотину, страховки не будет. На безнадежно больных и мертвых коров составляю акт с двумя свидетелями. Такой же, как для коммерческой страховой компании. Мы даже звонили и уточняли перечень болезней, по которым наступает страховой случай.
За 5 лет существования кассы страховку выплачивали 19 раз.
— Семь раз полную сумму — две тысячи, — перечисляет квитанции руководитель кассы Анна Прокопенко, 49 лет. — Во всех других случаях доплачивали к мя сокомби нато вским деньгам по 200–300 гривен. Сейчас для нашего союза наступили трудные времена. Коров меньше, и недавний пожар вынудил собирать по 100 гривен. Одни понимают и с охотой приносят деньги. Другие выходят из объединения. Их можно понять. Если держишь трех коров, за страховку нужно отдать 300 гривен. Но даже в этот неудачный год это более дешево, чем в страховой компании. Там бы заплатили почти 400. Как год закончился, снова плати деньги. У нас же неиспользованная сумма пойдет на следующий год. Даже если союз распадется, раздадим взносы людям.
Комментарии