Ексклюзивы
пятница, 02 февраля 2018 10:30

Инклюзивное образование в Украине: "Тот строит, тот разрушает..."

Инклюзивное образование в Украине: "Тот строит, тот разрушает..."
Вопрос инклюзивного образования в современном мире является принципиальным. Фото: aspi.com.ua

16 января президент Петр Порошенко подписал закон №2249-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины". Этим решением президент Украины вывел из употребления слово "инвалид". Решит ли это все проблемы? Какая судьба людей с инвалидностью? Имеют ли равные возможности дети с особыми потребностями? Какое состояние, и кто занимается инклюзивным образованием в Украине?

По данным Министерства социальной политики, количество людей с инвалидностью в относительном подсчете увеличилось вдвое по сравнению с 1990 годом. Если в 1990 их насчитывалось 3% населения, то сегодня количество людей с особыми потребностями в Украине достигает 6% (около 3 млн.). И из них более 165 тысяч - дети. Почти 80 процентов инвалидов - это люди трудоспособного возраста. Главная проблема для этой категории населения - равный доступ ко всем возможностям современной цивилизации. Начиная со свободного передвижения по городу, и заканчивая образованием и трудоустройством. Именно вопрос образования в современном мире является принципиальным.

Что такое инклюзивное образование.

Когда мы говорим об образовании детей с особыми потребностями, мы говорим об изменении базовых принципов обучения. Советская система пыталась решать проблему путем ее игнорирования и ограничения. Поэтому термин "люди с особыми потребностями" просто стране был ненужен. Употреблялся термин - "инвалид". Создавались специализированные школы-интернаты для инвалидов, в лучшем понимании - специализированные классы. Главный недостаток такой ограниченной системы обучения - отсутствие контактов со сверстниками и необратимые психологические изменения в сознании ребенка, насаждение принципа вторичности. Большинство воспитанников спецшкол в дальнейшей жизни имеют чувство обездоленности из-за недостаточных контактов с ровесниками. Недостаток интегрированных классов - недостаточная квалификация преподавателей, работающих с детьми с особыми потребностями.

Зато уже длительное время, весь западный мир продвигает идею всесторонней интеграции людей с инвалидностью в обычный мир. Отсюда возникает термин - инклюзия (в переводе с англ. - включение, интеграция). Соответственно, инклюзивное образование - предоставление равного доступа к учебному процессу людям с особыми потребностями. В Украине ситуация с инклюзивным образованием находится в зачаточном состоянии. Среди 17 337 украинских школ только 1127 привлечены к инклюзивному обучению. Более 56 тысяч школьников с особыми потребностями не охваченны обучением в общеобразовательных учреждениях. Таким образом, показатель инклюзии в Украине составляет лишь 7%. Для сравнения: в Литве эта цифра охватывает 90%, Польше - 42%, Словакии - 42%, Венгрии - 57%, Италии - 99%, Норвегии - 90%, Франции - 25%.

Для продвижения реформ должны быть стимулы.

Так случилось в Украине, что вопросы реформ всегда персонифицированы. И если во всем мире, главными лоббистами подобных изменений выступали профессиональные объединения, общественные организации, союзы родителей, то в Украине стержнем реформ инклюзивного образования является персоналии.

Как известно, сегодня проблемой инклюзивного образования начала заниматься первая леди государства - Марина Порошенко. С июля 2016 года, под ее кураторством, Фонд Порошенко начал реализацию ряда региональных проектов по инклюзивному образованию в некоторых регионах Украины. В своем интервью в марте 2017 года телеканалу Эспрессо, супруга президента определила следующие основные приоритеты развития инклюзивного образования: "Первое и самое главное - это надо как можно скорее принять закон об образовании, который урегулирует юридически правовые нормы реализации права на образование для всех детей без исключения. Во-вторых, важно обеспечить государственное финансирование дополнительных услуг для детей с особыми образовательными потребностями.

Следующее - создать инклюзивные ресурсные центры, которые будут заниматься и сопровождать детей с особыми образовательными потребностями. Дальше - адаптировать образовательные материалы и подготовить педагогов и не менее важно - проводить информационную и разъяснительную работу по популяризации инклюзивного образования в Украине".

И словно в ответ сказанному, 5 июля 2017 года президент Порошенко подписывает Закон "Об инклюзивном образовании" ("О внесении изменений в Закон Украины "Об образовании" относительно особенностей доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам"). Этим законом, в частности, закрепляется право на образование лиц с особыми образовательными потребностями и предоставляется им возможность получать образование во всех учебных заведениях, в том числе бесплатно в государственных и коммунальных учебных заведениях, независимо от "установления инвалидности". Также предусматривается возможность введения дистанционной и индивидуальной формы обучения; определяются понятия "лицо с особыми образовательными потребностями", "инклюзивное обучение"; предоставляется возможность лицам с особыми образовательными потребностями получить психолого-педагогическую и коррекционно-развивающуюся помощь, создать для таких лиц инклюзивные и специальные группы (классы) в общеобразовательных учебных заведениях.

Почти одновременно увеличивается государственное финансирование на профильные программы по инклюзивному образованию. В 2017 году из государственного бюджета было выделено 210 млн гривен целевых субвенций для детей с особыми потребностями. Каждый такой ребенок получит 23 тысячи гривен на горячее питание в школе, транспорт, дополнительное изучение школьных предметов и занятия в творческих кружках.

Базовым документом для создания инклюзивного образования в Украине является концепция "Новой Украинской школы", которую утвердил Национальный Совет Реформ в апреле. По словам ее инициатора, министра образования Лилии Гриневич, концепция прописывает реформирование образования до 2029 года.

Таким образом, сдвиги в системе инклюзивного образования происходят исключительно в том формате, если их продвигают персоналии, наделенные особыми полномочиями - такие как супруга президента Марина Порошенко и министр образования Лилия Гриневич.

Перспективы инклюзивного принципа в высшей школе.

Однако, если вопрос инклюзивного образования в начальной и средней школе сегодня находится под особым вниманием со стороны профильного министра и первой леди, то в высшей школе ситуация сложнее. По статистическим данным с 2,5 миллионов студентов отечественных учебных заведений I-IV уровней аккредитации, чуть более 10 тысяч - люди с особыми потребностями. На практике это менее 1% от общего количества людей с инвалидностью трудоспособного возраста (до 40 лет).

Единственное, что сегодня смогло сделать правительство - включение в перечень категорий, которые получают так называемые "социальные стипендии" детей с инвалидностью I-III групп. Остальные вопросы решаются в формате администрации отдельных вузов или местной власти. В частности, некоторые украинские вузы даже декларируют определенную специализацию работы с отдельными группами людей с инвалидностью. Например Киевский политехнический институт декларирует эффективность работы со студентами с недостатками слуха. Национальный педагогический университет Драгоманова одним из первых в Украине начал разрабатывать целевые учебные программы для студентов с инвалидностью (Научно-методический центр образования и социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности).

Долгое время была попытка создания даже специализированного ВУЗа, который бы работал прежде всего в сфере инклюзивного образования. Речь идет об Открытом международном университете развития человека "Украина", который имел в разное время до 30 региональных отделений. Ежегодно в университете обучается около 6% студентов с инвалидностью, тогда как по Украине - около 0,04%. Наибольшую группу среди них составляют студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения и заболеваниями нервной системы. Этот вуз пошел путем заключения специализированных соглашений о сотрудничестве (а соответственно и финансирование) с рядом представителей местных властей. В частности так было в Киеве, Николаеве и Ровно. Об этом случае немного ниже. Скажем лишь, что во всех этих случаях, целевое сотрудничество с местными властями сопровождалось скандалами.

Однако по официальной статистике, большинство студентов с инвалидностью учится все же в государственных вузах - 55%. И только 27% людей с инвалидностью учится в различных частных учебных заведениях I-IV уровня аккредитации.

Инклюзия - возможность заработать.

В октябре 2017 года образовательная общественность была буквальная шокирована новостью о том, что инциденте в Университете "Украина". Одновременно с этим, начала появляться информация о существовании разного рода нечистоплотных схем с деньгами КГГА по программе "Забота". Речь шла о том, что дети с инвалидностью, проходя обучение в частном Открытом международном университете развития человека "Украина", фактически дважды переплачивали за то, что уже было оплачено киевской властью. Кроме того, публичными стали примеры махинации с имуществом университета, разного рода кредитными схемами, залогами и др.

Все это привело к тому, что команда почетного ректора 80-летнего Петра Таланчука фактически уничтожила его детище. Махинация с бюджетными средствами привела к тому, что в 2015 году КГГА отказалась финансировать программу обучения детей с инвалидностью в университете Украина. А сейчас стало известно, что КГГА также выходит из состава учредителей университета. В результате этого студенты, которые уже оплатили свое обучение, могут остаться на улице, поскольку центральное помещение ректората - является собственностью КГГА. А новые корпуса, в результате финансовых махинаций ректората, давно отошли новым владельцам. Таким образом, в случае, если проблемы этого вуза будут непреодолимыми, на улице окажется более 30 тысяч студентов по всей Украине.

Пример университета Украины - показателен. Главная проблема в том, что на начальной стадии развития инклюзивного образования в Украине, мы имеем негативные инциденты, которые существенно подрывают доверие к самой сущности образовательной реформы.

Будущее инклюзивного образования - сдержанный оптимизм.

По предварительной оценке кураторов проекта, в течение года реализации в тестовом режиме программы "Новой Украинской школы", количество охваченных системой инклюзивного образования в Украине увеличилось в два раза. Это значит, что такими темпами в течение десяти лет мы можем выйти на общеевропейские показатели поручение к инклюзивному обучению детей с особыми потребностями. Несмотря на негативный опыт ряда специализированных образовательных учреждений, соответствующие направления развиваются в целом ряде школ и вузов Украины - от специализированных программ УКУ к региональным инициативам власти.

Также, как стало известно, ведется активная работа в формате взаимодействия государства и работодателей, в направлении трудоустройства людей с инвалидностью. В планах увеличение квот на госзаказ для студентов с особыми потребностями и их дальнейшее трудоустройство.

Для страны, которая находится в стадии активной войны с агрессором, проблема инклюзивного образования является одной из приоритетных. За 3 года войны количество людей с инвалидностью увеличилось на несколько тысяч. И вопрос их социализации, в том же числе из-за повышения профессионального уровня и переориентации является чрезвычайно актуальным.

Сейчас вы читаете новость «Инклюзивное образование в Украине: "Тот строит, тот разрушает..."». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть