На ежедневном автобусе "Чернигов–Клюсы" взрослые жители села Новые Боровичи Щорского району ездили в райцентр на работу, дети — в музыкальную школу. Из села автобус выезжал в шесть утра, из Щорса — в 18.45. За два дня до Нового года графики движения сократили. В настоящее время автобус курсирует только в выходные.
В понедельник из Щорса до Новых Боровичей добраться нечем.
— По вторникам, пятницам и воскресеньям в 12.30 ходит автобус "Щорс-Горск". Он проезжает мимо Новых Боровичей, — говорит диспетчер автостанции "Щорс" Нина Школик, 55 лет. — Больше ничего предложить не могу.
Таксисты за 20 км. от Щорса до Новых Боровичей запросили 55 грн. Выручили коллеги из местной районной газеты — довезли за 5 л бензина на служебной машине. Ехали минут 20.
Под сельсоветом женщина ставит велосипед.
— Бывает, по работе возвращаюсь из Щорса после обеда, — говорит соцработница Елена Гук, 40 лет. — Стою, голосую. Если повезет, сразу едешь. Иногда ждешь час-два, а то и четыре. Или еду автобусом до Камки, а потом шагаю 7 километров пешком.
Жители Новых Боровичей работают в Щорсе на пилорамах, преподают в ПТУ, музыкальной школе. Восемь детей из села учатся в музыкальной школе. Раньше после уроков ехали на школьном автобусе в райцентр. А после занятий возвращались на автобусе "Чернигов–Клюсы" домой. Когда рейс отменили, родители нанимали машину.
— Было, что и занятия пропускали. В школу нас возили на машине моя тетя и зять, — говорит 40-летняя Людмила Никулина, которая преподает в музыкальной школе. — В "Таврию" влезало только шестеро. С родителями учеников подумывали нанять микроавтобус у щорских частников. Они запросили 30 гривен в одну сторону. В день — 60. Ездить нужно через день. Это очень дорого. Потом по нашей просьбе школа поменяла расписание. Занятия перенесли на выходные. Теперь приезжаю в город, слоняюсь по полдня. Потом веду занятие. Ночую у сестер. Утром в субботу опять в музыкальную школу и только потом домой.
В селе поговаривают: пока ездили старые водители, Владимир и Валерий, проблем не было. Один из них родом из соседнего села. Автобус перестал ходить из-за новых шоферов. Они забирали себе много выручки.
— Однажды водитель натоптал полный автобус людей и на автостанции не пустил контролера проверить билеты, — продолжает Никулина. — После того приехала проверка из черниговского автопарка и рейс закрыли как убыточный. Хотя в будни в "Икарусе" было только по несколько свободных сидячих мест. А в пятницу и воскресенье автобус аж трещит. В Щорсе, кроме автостанции, люди садятся на четырех остановках. Только на автостанции за билет до Новых Боровичей нужно платить больше 4 гривен, а на других остановках — 3 гривны водителю.
Водитель натоптал полный автобус и не пустил контролера
— Три недели тому назад мы написало письмо заместителю председателя Щорской райгосадминистрации Любви Удод о наших проблемах, — говорит исполняющий обязанностей Новоборовицкого сельского головы Наталия Камышина, 31 год. — На сельскую сходку приезжал заместитель главы райгосадминистрации Александр Выставнога. Говорил, что рейс част ны й и повлиять на перевозчика не могут. "Утром и в обед автобус есть, чего вы возмущаетесь?" — говорил.
— Ежедневный рейс "Чернигов–Клюсы" оказался экономически нецелесообразным, — говорит 57-летний Валерий Головченко, заместитель директора "Черниговавтосервиса". Эта фирма является соучредителем предприятия "Автоэкспресса", который обслуживает сокращенный рейс. — Резко подорожало горючее, и большие автобусы "Икарус" и "Кароса" в будни ходили полупустыми. Мы перевели рейс на факультативное обслуживание. Плюс автобус Щорского автопарка до Горска, который возит льготников бесплатно, отобрал у нас часть пассажиров.
Если крестьяне напишут письмо, возможно на маршрут пустят "газель", заверяют в "Черниговавтосервисе".
Из облгосадминистрации в Новые Боровичи пришло письмо, где сказано о запланированном объявлении конкурса на ежедневный рейс "Чернигов–Клюсы".
— Жалобы людей на движение автобусов поступают из всех районов, — рассказывает начальник отдела развития инфраструктуры управления экономики Черниговской облгосадминистрации Юрий Аношенко, 38 лет. — Одна из последних — из села Воловица Борзнянского района. Туда и в соседние Ядуты автобус заходит не всегда. Факт подтвердился. Перевозчика предупредили. Если такое повторится, будем расторгать договор на перевозку.
Транспорта на Марс нет шесть лет
Хуже всего с автобусным соединением в селах, где осталось до полсотни
жителей. Там автобусы не курсируют по десять лет. Например, шесть лет тому
назад автобус перестал заходить в село Марс Семеновского района Черниговщины.
Марсиане добираются в Чернигов через
Ивановку, — говорит местная жительница Галина Шляхова, 34 года. — У нас есть " жигули", ездим на них в Чернигов, Семеновку. Муж Володя возит дочь
Машу, которой 12 лет, в школу в Ивановку, а 5-летнего сына Лешу, в детсад.
Соседи ездят на своей кобыле Зорьке, или идут пешком 2 километра до Ивановки.
Там садятся на автобус. Когда 15 лет тому назад вышла замуж, автобусы еще
ходили.
В Марсе сейчас живет 14 человек, в основном пенсионеры.
Комментарии