На продуктовую панику подверглись 70% покупателей столицы. Такую статистику приводит киевский психолог Валентина Домская.
"Это нормальная реакция человека, который видит, как другие упаковывают багажники мешками из муки, кладут в тележки по 5-10 пачек чая и блоки туалетной бумаги, а продавцы на твоих глазах меняют ценники на товарах", - говорит Домская.
По словам психолога, панику провоцируют неожиданные изменения.
"Люди со страхом ждали доллара по 30 гривен, а за день он вырос до 40, - объясняет Валентина Ивановна. - В народа шок. Как жить, когда у тебя зарплата 30 долларов или пенсия - 25? Потенциальные покупатели-паникеры - пенсионеры и домохозяйки. Под влияние попадают люди с наименьшими доходами. Они несут в супермаркет последние деньги и тратят деньги впустую. У страха глаза велики, поэтому люди покупают больше, чем готовы съесть и даже те продукты, которые раньше не любили".
Такой ажиотаж на муку и крупы мы уже имели в прошлом году в 20 числах февраля, когда обострилось противостояние на майдане.
"Пищевой ажиотаж пришелся на вечер вторника, когда люди возвращались с работы, - анализирует психолог. - Человек истощен и голоден легче поддается влиянию. Часто не руководствуется своими вкусами. Покупает то, что и другие кладут в корзину. Даже составлен дома список продуктов ситуацию не спасет. Ум отключается и начинается психоз и навеяна борьба за существование. Моя соседка взяла 5 килограмм сахара, хоть не употребляет его, у нее диабет. Оправдывается: детям отдам, потому что они уже не успеют купить сахар по 11 гривен".
Психолог считает, что покупателями руководит страх увидеть новые цены на продукты.
"Часто в панике люди не смотрят на сроки годности, поэтому покупают просроченные или те, которые надо съесть за полгода. Какая семья втопчет мешок макарон, гречки и риса через 3-4 месяца? Панику остановить непросто. Продукты с полок супермаркетов будут разбирать еще минимум неделю".
Комментарии
7