Ексклюзивы
четверг, 15 декабря 2011 09:33

Американские ученые объединили три вида динозавров

Три отдельных вида трицератопсов - сами трицератопсы, недоцератопсы и торозавры - оказались представителями одного и того же вида на разных этапах жизни, что стало причиной их слияния в один общий вид, заявляют американские палеонтологи в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.Трицератопсы и их ближайшие родственники относятся к семейству цератопсид - рогатых травоядных динозавров середины и конца мелового периода. У этих животных был толстый череп и арсенал из нескольких твердых рогов, позволявших им отбиваться от нападений хищных ящеров.

Джон Сканелла (John Scanella) и его коллега Джон Хорнер (John Horner) из университета штата Монтана в городе Бозмен (США) проанализировали устройство черепа и рогов у одного из редких видов трицератопсов - недоцератопса (Nedoceratops hatcheri), единственный череп которого был найден и описан известным палеонтологом Чарльзом Маршем (Charles Marsh) в конце 19 века.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Палеонтологи откопали гнездо с целым выводком динозавров внутри

Как пишут палеонтологи, останки недоцератопса пережили бурную научную "жизнь". Этих ящеров ученые сначала причисляли к подвиду обычных трицератопсов, затем выделили их в отдельный вид "дицератопс". Российский палеонтолог Андрей Украинский обнаружил, что это название было занято существующим видом перепончатокрылых насекомых и, чтобы не было путаницы, переименовал динозавра в "недоцератопса", соединив родовое название с русской приставкой "недо-".

Сканелла и Хорнер последовательно проанализировали все отличительные черты в устройстве черепа, отличающие недоцератопсов от других ящеров из семейства цератопсид, сравнив их с небольшими различиями в устройстве окаменелостей "обычных" трицератопсов.

К примеру, слабый контакт между несохранившимся носовым рогом и костью черепа ученые объясняют тем, что носитель этого черепа мог потерять свой рог еще в раннем возрасте, до того как он "прирос" к кости носа. Форма верхних рогов животного могла меняться на протяжении всей его жизни - как в результате естественных процессов, так и из-за схваток с хищниками или конкурентами во время брачных игр.