Россия через пропаганду пытается оправдать свое присутствие в Крыму.
Такое мнение высказала председатель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник в интервью Gazeta.ua.
Что делать с Крымом после деоккупации?
- Украине не нужно ждать, когда Крым вернется. Есть много действий, которые надо сделать уже сейчас, что поможет вернуть людей. На самом деле, война идет не за территории, а за людей. Это самая главная ценность, потому что если люди воюют, то они это делают за собственное счастье, за людей, за свои семьи. Действия Украины должны быть направлены на людей.
Что делать с теми, кто поддерживал Россию в Крыму?
- Трудный вопрос ответственности. Как мы будем относиться к тому, что происходило в Крыму. В так называемой истории с коллаборационизмом - есть много вопросов, но нет ответов. Есть политические заявления, которые пугают людей, но не дают ответов. Кто будет нести ответственность, а кто нет? Если взять так называемый референдум, понятно, что он является преступлением. Или все должны нести ответственность ?! Есть разница между бабушкой, которая отключена от украинских каналов информации и под влиянием российской пропаганды пошла на этот референдум. И разница между Сергеем Аксеновым (так называемый глава Крыма), или руководителями участков, которые организовывали референдум. Кто-то должен понести уголовную ответственность и ограничения, а кто-то должен быть уволен.
На сегодняшний день нет четких ответов. Для крымчан это проблема, потому что они не знают, чего ожидать от Украины. Есть радикальные политики, которые заявляют, что все сепаратисты и их надо пересадить. Но политиков в Крыму не было. Там до сих пор есть много людей, которые поддерживают Украину, потому перечень политзаключенных только увеличивается. Украина должна четко ответить, что понимает, что на полуострове много ее граждан и она не будет наказывать всех, а будет различать, что есть люди, которые совершили тяжелые военные преступления.
Какая судьба ожидает заключенных людей, в условиях оккупации?
- Украина должна определить статус заключенных. И речь не только о политических. Есть заключенные, осужденные еще при Украиной. Часть срока они успели отсидеть, и часть отбывают уже в российских колониях. Что с ними делать и как относиться к срока наказания - на это нет ответов.
Другая проблема - это наши политзаключенные. Понятно, что их держит Россия и освобождение зависит от Путина. Есть вопросы, которые может решить Украина. Это материальная помощь родственникам политзаключенных, деньги на адвокатов, деньги, для передач и посещений родственников. Частично проблему под давлением общественности решили. МИД Украины внесло изменения, и с декабря 2017 можно оплачивать украинского бюджета услуги по адвокатов на территории России. Если наш пленник находится в России, то МИД может помочь, но если он в Крыму, там МИД не действует. Тогда должно помогать Министерство оккупированных территорий.
В этом году в бюджет заложили 96 млн гривен на помощь людям, которые незаконно лишены свободы на территории ДНР и ЛНР, Крыму или России. Но родственники не могут пользоваться этими деньгами, потому что нет порядка использования денег, бюрократической процедуры. Деньги уже есть в течение двух месяцев, но родственники не могут принять помощь, потому что ждут бумажки. Остается еще 10 месяцев, и затем бюджетный год завершится. Есть деньги, но ими нельзя пользоваться - абсурдная ситуация, которая зависит от Украины.
Что касается различных групп граждан, населяющих Крым. Какова ситуация с ними?
- Есть преследования, связанные с этническому признаку Например, запрет Меджлиса крымскотатарского народа - четкая дело, связанное с этническому признаку. Многих людей преследуют не за этническую принадлежность, а за их убеждения. В деле 26 февраля фигурируют татары, но потому, что они вышли на митинг против оккупации.
Есть дело преследований по религиозному признаку "крымских мусульман". В них регулярно проводили обыски, искали какую-то экстремистскую литературу, но это именно из-за принадлежности к религиозной группы.
Мы даже пишем о людях, которые лояльны к Путину, но которых тоже преследуют. Для Украины тоже важно разработать сбалансированную политику, чтобы люди чувствовали что они граждане, о них заботятся и их по фамилии политзаключенных, знает, что там происходит.
Накануне Нового года многие из политических заключенных получил поздравительные открытки от Петра Порошенко, с пожеланиями держаться. Для них это стало важной моральной поддержкой. Они постоянно спрашивают через родственников, как здесь дела, как продвигаются реформы. Они борются за Украину в Крыму и для них важно, чтобы государство было процветающим, для которой человек - главная ценность.
Каковы шансы на возвращение Крыма? Прогнозы?
- Зависит от международной ситуации. Думаю, есть два варианта. Первый - краткосрочный, когда в первые годы можно было вернуть, но нужны были не только радикальные действия со стороны Украины, а международного общества. Должны быть массовые санкции, которые больно ударили бы России, но этого не произошло. Поэтому понимаем, что теперь это будет более длительный процесс. Сколько лет займет, боюсь прогнозировать. Это может зависеть от политических процессов в самой России. Сейчас та оппозиция, которая есть в России - не гарантирует нам возврат Крыма. Их позиции все равно "крымнаш". В России должны произойти радикальные изменения. И, возможно, это еще случится.
Как используют пропаганду?
- В деле против "крымских диверсантов" пытаются показать, что в Крыму есть террористы, и вы радоваться, что здесь есть ФСБ и за каждым из вас ходит полицейский. Таким образом они пытаются оправдать свое присутствие.
Они понимают, что люди разочаровываются в России, поэтому их пытаются запугать. Путин все время создает и поддерживает образ эфемерного врага, который готовится напасть на РФ. Чтобы люди жили в этом страхе и не выходили на улицы против Путина. Это методы авторитарных режимов.
Полную версию интервью с Ольгой Скрипник читайте вскоре на Gazeta.ua.
Комментарии