Украинский полуостров Крым 2536 дней находится под российской оккупацией. Государство-агрессор Россия игнорирует любые попытки начать диалог о возвращении полуострова.
Международное сообщество почти семь лет продолжает давление на РФ. В Украине до сих пор не решен ряд неотложных вопросов для комфортного проживания ВПО, обучения студентов и школьников из Крыма. Закрыты учебные программы Малой академии наук.
Вицепремьер-министр Украины, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников заявил, что российские колонизаторы не будут депортированы из Крыма
"У всех будет возможность свободно принять решение. Если захотят легально жить на территории Украины, они могут получить статус иностранных граждан, принять украинское гражданство или жить как лица без гражданства. Или же эти люди могут принять другое решение - вернуться на свою историческую родину. Мы не собираемся, в отличие от наследников сталинского режима, заниматься депортацией ", - сказал министр в интервью изданию LB.ua.
Gazeta.ua пообщалась с Александром Павличенко Директором Украинского Хельсинского союза по правам человека о судьбе оккупантов и шаги к деоккупации Крыму.
- Для начала надо уточнить - это его личная позиция, официальная? В свое время господин Витольд Фокин выражал свое личное видение работы ТГК.и роли, и участия каждой из сторон. Этот вопрос остается открытым, а затем реагирования и комментирования зависит от того, - говорит Александр Павличенко.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Агенты Кремля заставляют Украину пустить воду в Крым
На территорию оккупированного Крыма переехало почти полмиллиона россиян. Как это расценивать если у нас гибридная война?
Замещения населения во временно-оккупированном Крыму проблема, которая связана и с колонизацией, и с вывозом осужденных в российские тюрьмы. Кроме этого россияне вытесняют людей, живших на территории полуострова до оккупации.
Это военное преступление, нарушение Женевских конвенций. Россия их ратифицировала и является страной-участницей, поэтому должна понимать, что она творит. Какие последствия должны быть для РФ и ее граждан, заселяющих полуостров? На этом пока нет однозначного ответа, потому что она зависит от многих факторов. Во-первых, от условий деоккупации и времени, когда это произойдет.
Я вполне допускаю, что одним из условий возвращения Украины контроля над Крымом является сохранение статус-кво для людей, которые там будут жить в данный момент. Возможно это закрепят в соответствующих документах и иметь ограничения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Укрзализныця оставила Украину без Крыма
Мир меняется. Россия не воюет открыто, использует гибридные методы захвата территорий. Или уже есть политико-правовые механизмы решения подобных проблем?
Вопрос улаживания постконфликтных ситуаций лежит в плоскости переходного правосудия. Это система преодоления нарушений и военных преступлений, которые произошли в процессе внутреннего и внешнего вооруженного конфликта.
В мире существует практика улаживания таких ситуаций. Она не универсальна и отличается как, например в Приднестровье пошли политико-дипломатическим путем. Самый болезненный европейский конфликт на Балканах был кровавым и привел к распаду Югославии и образования новых государств - Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Республики Албания Черногории, Словении.
Можем считать и военные конфликты на территории других континентов. Примером вооруженный конфликт за пограничные территории между Эфиопией и Эритреей, или бунты народа рохинджа на западе Мьянмы. Эти конфликты после завершения требуют решения постконфликтных синдромов. Должно быть урегулировано отношение к участникам военных преступлений: организаторам, которых судят в первую очередь, участников действий, связанных с массовыми убийствами, вопросами геноцида вроде уничтожения народа тутси в Руанде из-за принадлежности к этой этнической общности.
Коллективное выселение, депортация запрещена.
Ни в одном из этих примеров не было единой качественной модели преодоления военных конфликтов. Можно сказать, что остаются так называемые серые зоны, где проблемы не решаются в правовой способ. Однако государства могут решить конфликт и достичь консенсуса в политический способ. Власти государств, конфликтующих сами решают как рассматривать конфликт. Это могут быть комиссии правды, как в государствах Африки, где через признание вины и обсуждения проблемы воюющие сообщества достигали мира. В результате они не подвергались санкциям и преследованиям одного сообщества другим.
У нас так же стоит вопрос как, каким образом, при каких условиях и когда будет происходить процесс деоккупации Крыма.
Это много факторов, которые должны сложиться в один, в одно уравнение и тогда получим правильный, или приближенный к правильному ответ. Я скажу, что результат в любом случае не удовлетворит всех: здесь не вопрос глубины компромисса, на которые мы согласимся, а вопросы соблюдения норм международного гуманитарного права, норм международного права в области прав человека. Этот вопрос исследования индивидуальной вины, или роли каждого лица, участвовавшего, или касающгося процессов, повлекших оккупацию, или поддержку оккупации и надлежащий эффективный механизм возможного привлечения к ответственности тех, кто совершал тяжкие преступления. Это существование качественных механизмов для осуществления правосудия: правоохранительные органы, судебные органы.
Еще здесь должно быть неизбирательность привлечения к ответственности и неотвратимости справедливого наказания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Для Крыма отменят свободную экономическую зону - Резников
Есть ли в мировой истории примеры деколонизации освобожденных территорий? Какой опыт более присущ Украине?
Конкретный образец и пример решения этого вопроса - страны Балтии: Эстония, Литва, Латвия.
Россияне провели в этих государствах две волны оккупации: первую в 1939 году, когда Советский Союз впервые оккупировал эти территории, а вторая -это захват, который произошел в 1944 году, когда русские начали колонизировать эти государства.
На сегодняшний день в странах Балтии проживает почти 30% этнических русских.
Имея этот пример надо говорить о Крыме с учетом времени, которое он будет находиться в оккупации. Государства Балтии находились под советской оккупацией на протяжении 50-ти лет и это повлекло немало проблем. За тот период сменилось три поколения колонизаторов и вопросы выселения не задавались, потому что для них эти страны стали родиной.
Мы сейчас говорим про 7-й год оккупации Крыма. Мы не знаем, сколько времени полуостров будет под военным контролем России и поэтому говорим о способах освобождения полуострова гипотетически.
Коллективное выселение, депортация запрещена. Чтобы осуществлять подобные мероприятия необходимо расследовать индивидуальные случаи преступления. Изучать, как человек заехал в Крым, работал ли он на оккупационные органы власти, на российские силовые структуры, не занимался ли репрессиями лично, или же помогал их устраивать.
Украина должна демонстрировать соблюдение международных стандартов, которые не поддерживают массовых депортаций без следствия и суда. Этот вопрос требует основательной подготовки, и решения в условиях изменяющегося общества которое живет по стандартам цивилизованного мира.
Да, такие действия не всегда нацелены на восстановление справедливости. Однако в некоторых случаях такой компромисс необходим для возвращения территориальной целостности.
Российская Федерация делает из Крыма серую зону, она закрывает его и создает пространство для подавления протестов. Россия избегает возможностей для установления контроля за соблюдением прав человека.
Сейчас ни один из независимых международных институтов не может проводить в Крыму мониторинг по соблюдению прав человека. В 2015 году комиссар ООН по правам человека поехал в Крым и подготовил отчет, после чего ему запретили въезд в РФ.
Украина не может контролировать часть своих территорий. Это позорное положение, но контроль вернется. Возможно частичный, а возможно и в полной мере де-факто получит контроль и запустит работу самоуправления и работы демократических механизмов: возможность выбирать местную власть, свободы мышления, выражения мысли, мирных собраний, утвержденные в инструментах, например Конституции, или Декларации по правам человека.
Если коротко подытожить - господин Резников вербализировал проблему, однако не дал ответов на вопрос как преодолеть эту ситуацию. Я бы оценивал его заявление как гипотезу выхода из проблем и событий, которые произойдут, когда Украина вернет контроль над оккупированным Крымом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: После свержения режима Путина Украина попадет в ловушку - Волошина
Создание в Украине органов местного самоуправления улучшит ситуацию?
Об этом мы тоже должны говорить чисто гипотетически. На сегодня мы уже имеем Прокуратуру Автономной Республики Крым и продолжение президентской ветви власти в виде Постоянного представительства президента Украины в АРК, работающих с проблемами полуострова.
Говорить о создании дополнительных органов власти нужно через призму возможности влияния на процесс деоккупации.
Россия для себя закрыла этот вопрос и даже не хочет говорить об этом. При этом они понимают, что получили европейские санкции и международное давление за оккупацию украинского полуострова.
Это является законной, международно закрепленной основанием для оказания санкций. Мы увидим насколько это сработает и долго будут продолжать давление.
Важно насколько мы можем рассчитывать, что санкции продолжатся, а государства не потеряют к этому интерес и свое международное влияние.
Европейский Союз так же страдает от санкционного давления. Оно работает в обе стороны. Европа могла бы спокойно торговать с Крымом, с РФ.
Поэтому возвращаясь к вопросу, решат органы власти проблемы, я скажу, что должны работать на будущее. Должны готовиться к обеспечению количества и качества людей, которые будут работать в правоохранительной системе и системе судопроизводства, которая должна быть полностью изменена. Все эти силовики, прокуроры, судьи, работавшие на оккупантов не имеют иметь права в дальнейшем работать на Украину. Лично я думаю, что они собираются. Хотя это другой компонент переходного правосудия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети с автоматами, принудительное прививки неизвестным веществом, бесправия и засилья оккупантов ТОП-7 проблем Крыма
Как крымскотатарская автономия помешает РФ создать в Крыму какую-то общую зону, где колонисты будут исключительные права?
Я не дам на это ответа, потому что отсутствует государственная политика по этому вопросу. Предел компромисса, который допустят для деоккупации Крыму невозможно предсказать.
Такой фактор, как Крымскотатарская национально-культурная автономия только рассматривается. Передача и закрепление надлежащего статуса за крымскотатарским народом еще не решен на национальном уровне. Чтобы серьезно о дополнительном говорить должны решить этот вопрос
В противном случае - это уравнение с пятью неизвестными, в котором ноль приведет к отрицательному результату.
По вашему мнению, изменение политического режима России создаст окно возможностей для возвращения Крыма в Украине?
Я скептически отношусь к тому, что со сменой власти в России изменится и отношение к статусу оккупированного ею Крыму. Ситуация не заключается в том, кто сейчас у власти, должны понимать что представляет собой современная Россия. В принципе это переформатирован СССР закреплен не только у элиты, но и в государственном конструкт.
После освобождения Крыма должны требовать у россиян убрать свои войска.
Крым важный РФ в вопросах военной стратегии, силового блока. Должна быть международная стратегия по пониманию того, что такое Россия. Это не цивилизованное государство, застрявшую в 19-м году и ее ждет развал. Он будет болезненным и кровавым. Но мы должны прилагать усилия, чтобы она развалилась.
Соединенные Штаты полностью поддерживают заявление ОБСЕ о том, что вопрос урегулирования конфликта в Украине должен включать и Крым.
СММ ОБСЕ должна получить доступ и на полуостров, заявила на брифинге временная руководитель миссии США при ОБСЕ Кортни Остриен..
Комментарии
1