В воскресенье на Замковой горе над Андреевским спуском люди, которые называют себя ро днове рами, отмечали Красную Гору — праздник богини любви Лели. В этот день десять человек получили новые имена: например, киевлянка Ирина стала Святоярой.
Обряд и мяна речени я ро днове ры проводят в кругу ди аметром около 10 м. Пока продолжается действо, заходить в него посторонним нельзя. Круг очерчивают маком, поэтому невооруженным глазом его границ не видно. 21-летний жрец Святогор Роут следит, чтобы никто случайно не переступил границу.
Внутри на двухъярусном камне горит большой костер.
— Капище стояло здесь тысячу лет назад, — говорит Роут. — Вот уже год, как мы его официально восстановили. Здесь место паломничества ро днове ро в. Мы собираемся по четвергам и воскресеньям.
Десять человек в обычной одежде стоят полукругом, перед ними бородатый мужчина в длинной белой рясе, вышитой красными нитками, говорит обрядовые слова. Это верховный волхв ро днове ро в, Владимир Куровский. Люди повторяют за ним.
— Круг символизирует солнце. Огонь — это символ пламени духовного, которое горит в наших душах, — говорит Святогор. О себе рассказывает, что раньше он учился на инженера, а сейчас все время посвящает вере.
Действо продолжается около трех часов. Волхв долго читает из небольшой книжки, потом готовит напиток из молока и меда, который выливает на огонь. Следующий напиток дает присутствующим.
— Это сурица, — рассказывает о напитке Святогор. — Так наши души идут по Млечному пути в теплые края Всевышнего.
Волхв берет пылающую веточку и огнем прижигает ладони людей, сложенные как к молитве. Все обнимаются. Потом Владимир подает каждому из десяти наряд — белую рясу с красной вышивкой.
Одной из женщин достается одежда, прожженная на спине, — перед тем, как подарить, волхв освящал рясы огнем, и одна начала тлеть.
— Это хороший знак, — говорит Владимир. — У меня постоянно рясы горели.
Владимир рассказывает, что в этой вере вырос, ее привил ему отец. Верит в Рода Всевышнего, который проявляется разными богами, — Бруном, Велесом, Свитовидом.
Очаг гаснет. К капищу подходит 40-летняя Святояра Свирюгина, по паспорту Ирина. Кладет в книгу 500 грн. За ней подходят другие.
— Наконец я пришла к родной вере, — говорит женщина. Она домохозяйка, замужем, имеет 17-летнего сына.
Рядом переодевается 20-летний Святояр Винокуров (Сергей). Он приехал в Киев из Херсона, где учится на четвертом курсе Института природоведения на биолога.
— О староверах узнал четыре года назад в Интернете, заинтересовался, — говорит парень.
35-летняя киевлянка Ольга Васкивская — дизайнер, работает в журнале "Денис". Пришла впервые, и говорит, что довольна.
Общину староверов зарегистрировали как конфессию в 2003 году. Сейчас она насчитывает 85 обществ по всей Украине.
Православная церковь против родноверов
— Возрождать язычество — значит, возвращаться в каменный век, — считает работник пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата Андрей Коваль, 25 лет. — За неделю до Пасхи видел по телевизору, как язычники святили свои пасхи и говорили, что это их праздник. Они манипулируют общественным мнением. Языческие обряды — это массовые вакханалии. Ритуалы могут быть хорошими, но закончится все когда-нибудь обязательно оргиями.
Богдана ЕВСЕЕВА
Комментарии
1