В киевской вечерней школе N1, что на улице Артема, 75, учатся дети из Лукъяновского СИ ЗО. Учителя преподают в специально оборудованных камерах на Дегтяревской, 13.
Раньше уроки в изоляторах не проводили. Среднее образование получали только в колониях.
Занятия начались 1 сентября 2006 года. Директор школы N1 Юрий Прокволит, 42 года, утверждает, что в мире нет похожего учебного заведения.
— Весь педагогический состав — мои друзья. Они пенсионеры — бывшие директора школ, награждены знаками отличиями и грамотами, — раскрывает папку с учебным планом Юрий Прокволит. — Когда мне сказали набирать штат, я думал, что это будет невозможно. Почти никто не соглашался преподавать заключенным. Учителя и сейчас боятся. Мы же ходим по лезвию ножа. Там сидят малолетние воры насильники, убийцы. Смотрят, как волчата. В каждой из четырех камер, где проходят уроки, есть специальная кнопка. Если что-то произойдет, нужно нажать ее и сразу прибегут "маски-шоу", — улыбается директор.
Больше всего учителя боятся болезней. У всех дети с изолятора сыпь на руках, есть больные чахоткой. Многие педагоги уволились. Решили, что лучше работать в другой вечерней школе. Там не нужно ходить в изолятор.
Пока пройдешь все решетки, можно умом тронуться
Вечерние уроки посещают 99 малолетних арестантов. 1 сентября их было 108. Нескольких оправдали, некоторых после судов отправили в колонии. Ученикам от 14 до 17лет. В камерах-классах сидят по 10человек. Преподают предметы, утвержденные планом Минобразования: химию, физику, астрономию, украинский язык и литературу, зарубежную литературу, математику, иностранные языки (английский или немецкий), географию и биологию. Юрий Прокволит хочет, чтобы дети также овладели информатикой, но нет компьютеров. Пока Минобразования и Департамент по выполнению наказаний не выделяют на них средства.
— Когда зачисляем нового ученика, сразу проверяем на собеседовании уровень его знаний, — Юрий Дмитриевич достает из ящика стола и показывает табеля. — Большинство на свободе были двоечниками. Только по физкультуре было 10–11 баллов. На свободе они прогуливали уроки, а тут деваться некуда — учатся. Например, оправдают подростка, просидевшего год в СИ ЗО. Благодаря нашей школе он вернется к нормальной жизни, в свой класс. От одногодок не будет отставать. Если не возьмут в бывшую школу, окончит нашу. Сейчас без образования никем не станешь.
В СИ ЗО часто попадают необразованные несовершеннолетние и маленькие иностранцы — граждане России, Эстонии, Латвии.
Юрий Прокволит показывает табеля подопечных. 17-летний Виталий Гнатко из Святошинского района — почти отличник. 10 баллов по физике и математике, староста класса в своей камере. Еще один табель — 16-летнего киевлянина Евгения Маслюченко. Учится Евгений плохо, но директор говорит, что парень старается. Ему нравится украинский язык.
В первой половине дня стражи порядка допрашивают задержанных, проводят следственные эксперименты, экспертизы. Первый урок начинается в 15.45, учеба заканчивается в 22.00. В день от трех до шести уроков.
— Конечно, лучше мне быть директором нормальной, красивой и "пушистой" школы или элитной гимназии, — вздыхает Юрий Дмитриевич. — У нас нет родительского комитета, никакой помощи. Даже компьютер я из дома принес. Хочу издать книгу "Основы пенитенциарной педагогики", она уже готова. Денег нет. А полезная вещь была бы — пособие, как преподавать в СИ ЗО.
Прокволит намеревается предложить директорам обычных общеобразовательных школ, чтобы они время от времени выбирали самых недисциплинированных и проблемных учеников и приводили их на уроки в изолятор.
— Я соберу этих разгильдяев и свожу к своим ученикам в СИ ЗО. Пусть посмотрят, куда их тропинка ведет, — говорит директор. — Там пока пройдешь все решетки, умом можно тронуться. Заходишь — перед лицом решетка отодвигается, а сзади закрывается. Все грохочет, скрежещет. Так десять раз — туда и столько же — назад.
Учителя не имеют права рассказывать, что они работают в СИ ЗО. Чтобы родители и знакомые задержанных не давили на них.
Комментарии