— Купала справляют в ночь с 6 на 7 июля — перед днем Ивана Крестителя, поэтому и говорят на него Ивана Купала, — рассказывает 70-летняя Елена Юрчук из села Горошкив Тетиевского района на Киевщине.
Купальской ночью девушки и парни прыгали через большой костер, который раскладывали возле купальского дерева.
— В мою молодость справляли Купала в нашем селе на гулицах — это у нас не улицу так называют, а место, где на гульбу молодежь собирается. На каждом углу ставили срубленную иву — ее называют купайло. Должны были это сделать ребята, а девушки — украсить купайло. Пойдут днем на поле, насобирают цветков — мак, собачки, васильки, ромашки. Целый день их держали в погребе, чтобы не увяли, а вечером крутили из них венки и букетцы на длинных нитях и цепляли на ту иву. И везде везде мальвы натыкают. И старается гулица перед гулицей, у кого пышнее да лучше то купайло будет. Рядом ставили еще и "будяковое купайло" из крапивы, колючего сорняка, репеев всяких. Оно как будто оберег, потому что купальская ночь — она же для всякого волшебства. Ну а девушки над парнями смеются и поют:
Наше купайло будякове,
Погнали хлопці свині в поле.
Ідіть дівчата дивитися,
Як будуть хлопці казитися.
Во многих селах до сих пор есть своя традиция украшать купальское дерево. В Процеве, возле Борисполя под Киевом, на перекрестках дорог ставят Головастого Ивана — 5-метровый шест с обвитым зельем колесом наверху.
В соседнем Ревном Купайлого Ивана делают из украшенного цветами креста, возле которого ставят пару сапог, а сверху натыкают головку капусты или подсолнух. В селах на севере Житомирщины на Ивана Купала ставят хвойку — украшенную венками ель или сосну.
— На Ивана ставили из хвойки крест высокий такой. Нацепляем, нацепляем на него венков из цветов, накрутим свечек из бересты, подожжем их и туда позатыкиваем, — вспоминала в 2003-м тогда 84-летняя Ольга Сычевская из села Червоноселка на Оврутчине. — Эту хвойку называли "баба ведьма". Под хвойкой разводили огонь — насобирают со всего села и снесут старых постолов, из лыка деланных, накладут и зажгут. И оно красиво так горит. Ну молодые прыгают и поют:
Баба-ведьма на дуб лезла,
С дуба упала, зелье копала
Да нашим хлопцам давала.
И что ты думаешь? Те ведьмы, на которых говорили, что они людям всякое зло делают, обязательно прийдут к тому купальскому огню — их туда как будто кто тянет.
Купальской ночью ведьмы якобы становятся особенно опасными. Превращаются в лягушек, кошек, колеса или копны сена и могут кого-либо испугать до смерти, отобрать молоко у коровы и здоровье у человека.
Ольга Сычевская рассказывала, что в ночь на Купала всем нужно было обязательно искупаться в реке, потому что купальская вода смывает все болезни и грехи с человека. Поэтому следили: кто купальской ночью не искупается, эта и есть ведьма. Такую обливали водой. Это надолго лишало ее способности вредить людям и скоту.
— А на самого Ивана Купала, днем, у нас никто не купается, боятся купаться, потому что, говорят, обязательно кто-то утопится. У нас возле села течет речушка Молочная, приток Роси. Мы туда несем чучело Купала и топим его там, — говорит Елена Юрчук. — Делаем такую куклу, как человека: на крестовину натягиваем, одеваем на нее плахту, рубашку, бусы и возле плотины топим. А иву купальскую все сильно хотять разломать. Бросаются на нее на конец праздника и веточку, которую выломил, каждый несет на огород и на огурцы кладет. Это чтобы они не посохли и хорошо вязались.
Холера боится ивановской полыни
— На Ведьмарское Купало, говорят, всякое зелье нужно собирать до восхода солнца, потому что оно все помогает от всяческой хвори. У нас в селе купальской ночью все как один делали из полыни из чернобыльника такое перевесло и подпосывали себя им вместо пояса, — говорила Ольга Сычевская.
— Это так делали и старые, и малые, чтобы холерой не заболеть. Рассказывали, что холера та ходит от села к селу. Что она показывается людям женщиной и с ней две дочери. Они, говорили, помогают ей людей морить. А полыни они боятся. Полынь всякую нечисть отгоняет.
Холера, по народным преданиям, является перед людьми в виде красивой, полнолицой немолодой женщины. Одета она "по-пански". Если внимательно присмотреться, то под длинной пышной юбкой вместо ног можно разглядеть раздвоенные копыта. Холера странствует с двумя дочками тарантасом или бричкой от села к селу. Отравляет воду в колодцах, а дочери насылают на людей кровавый понос.
Боится холера только ивановской полыни и колядок и щедровок. Если услышит, что в селе нетронутые девушки и "честные" вдовы летом в жару поют колядки, разворачивается и уходит вон на другие села. Чтобы холера опять не зашла, нужно нанять молебен на "наколядованные" деньги и поставить в церкви большую свечу перед образом Матери Божьей.
В Украине впервые случаи заболевания азиатской холерой зафиксировали в 1830 году в Киевской, Полтавской и Подольской губерниях. В течение ХІХ в. на юге Украины — Одесчине, Николаевщине и в Крыму — эпидемии холеры вспыхивали почти ежегодно во время летней жары. В 1910 году на Волыни и в Галичине болезнь забрала жизни десятков тысяч людей. По свидетельству очевидцев, в каждом селе ежедневно хоронили от пяти до восьми умерших от пошести.
В целом в ХІХ в. от холеры в мире умерло около двух миллионов человек.
Найденные купальской ночью деньги могут привести к безумию
— Говорят, что на Ивана ночью клады пересушиваются. Они выходят из земли и горят огнем ярко-ярко, — рассказывала Ольга Сычевская. — А только, чтобы тот клад увидеть, надо знать, где цветет папоротник. Еще бабка моя мне рассказывала, как на Купала цветет папоротник. Говорят, что только в 12 часов ночи и только на одну минуту. Тот, кто тот цветок сорвет, все ему будет открываться: замки, двери, все тайны, под землей клады и что скот говорит.
Спрятанные в земле, пещере или стене дома сокровища, считали, были закляты их владельцами. Поэтому "нечистые": их охраняет злая сила — специальные демоны, кладенец или скарбник. Таких выбирает между собой нечисть в купальскую ночь.
Сокровища открываются только тому, кто знает магические средства и заговоры. Чтобы сокровище далось в руки, говорили, что нужно иметь при себе коренной зуб покойника и цветок папоротника или разрыв-травы, сорванные на Ивана Купала. Чтобы достать цвет папороти, в полночь ее куст нужно пятясь обойти трижды со страстной свечой, херувимским ладаном и прошлогодней дарниковою просвирой. На том месте, где купальской ночью засветилось сокровище или загорелась в лесу свеча, нужно положить горбушку хлеба, трижды перекреститься и проговорить:
Во ім'я Отця і Сина,
Мої гроші, твоя судина.
Только после этого сокровище можно забирать, а сундук или сосуд, в котором он был, нужно оставить в земле.
Найденные купальской ночью деньги обычно не приносят счастья их владельцу. Он или тяжело заболеет, или обезумеет, или внезапно умрет. Потому что эти сокровища закляты бесами "на чью-то голову". Часто проклятие падает на всю семью вплоть до седьмого колена. Только сиротам найденное сокровище дает счастье и здоровье. Чтобы полученное состояние пошло на пользу, часть денег нужно отдать на церковь. Иначе сокровище и счастливая судьба сбегут от нового хозяина.
Комментарии