четверг, 07 июля 2011 09:19

"К реке несем чучело Купала и топим его там"

— Купала справляют в ночь с 6 на 7 июля — перед днем Ивана Крестителя, поэтому и говорят на него Ивана Купала, — рассказывает 70-летняя Елена Юрчук из села Горошкив Тетиевского района на Киевщине.

Купальской ночью девушки и парни прыгали через большой костер, который раскладывали возле купальского дерева.

— В мою молодость справляли Купала в нашем селе на гулицах — это у нас не улицу так называют, а место, где на гульбу молодежь собирается. На каждом углу ставили срубленную иву — ее называют купайло. Должны были это сделать ребята, а девушки — украсить купайло. Пойдут днем на поле, насобирают цветков — мак, собачки, васильки, ромашки. Целый день их держали в погребе, чтобы не увяли, а вечером крутили из них венки и букетцы на длинных нитях и цепляли на ту иву. И везде везде мальвы натыкают. И старается гулица перед гулицей, у кого пышнее да лучше то купайло будет. Рядом ставили еще и "будяковое купайло" из крапивы, колючего сорняка, репеев всяких. Оно как будто оберег, потому что купальская ночь — она же для всякого волшебства. Ну а девушки над парнями смеются и поют:

Наше купайло будякове,

Погнали хлопці свині в поле.

Ідіть дівчата дивитися,

Як будуть хлопці казитися.

Во многих селах до сих пор есть своя традиция украшать купальское дерево. В Процеве, возле Борисполя под Киевом, на перекрестках дорог ставят Головастого Ивана — 5-метровый шест с обвитым зельем колесом наверху.

В соседнем Ревном Купайлого Ивана делают из украшенного цветами креста, возле которого ставят пару сапог, а сверху натыкают головку капусты или подсолнух. В селах на севере Житомирщины на Ивана Купала ставят хвойку — украшенную венками ель или сосну.

— На Ивана ставили из хвойки крест высокий такой. Нацепляем, нацепляем на него венков из цветов, накрутим свечек из бересты, подожжем их и туда позатыкиваем, — вспоминала в 2003-м тогда 84-летняя Ольга Сычевская из села Червоноселка на Оврутчине. — Эту хвойку называли "баба ведьма". Под хвойкой разводили огонь — насобирают со всего села и снесут старых постолов, из лыка деланных, накладут и зажгут. И оно красиво так горит. Ну молодые прыгают и поют:

Баба-ведьма на дуб лезла,

С дуба упала, зелье копала

Да нашим хлопцам давала.

И что ты думаешь? Те ведьмы, на которых говорили, что они людям всякое зло делают, обязательно прийдут к тому купальскому огню — их туда как будто кто тянет.

Купальской ночью ведьмы якобы становятся особенно опасными. Превращаются в лягушек, кошек, колеса или копны сена и могут кого-либо испугать до смерти, отобрать молоко у коровы и здоровье у человека.

Ольга Сычевская рассказывала, что в ночь на Купала всем нужно было обязательно искупаться в реке, потому что купальская вода смывает все болезни и грехи с человека. Поэтому следили: кто купальской ночью не искупается, эта и есть ведьма. Такую обливали водой. Это надолго лишало ее способности вредить людям и скоту.

— А на самого Ивана Купала, днем, у нас никто не купается, боятся купаться, потому что, говорят, обязательно кто-то утопится. У нас возле села течет речушка Молочная, приток Роси. Мы туда несем чучело Купала и топим его там, — говорит Елена Юрчук. — Делаем такую куклу, как человека: на крестовину натягиваем, одеваем на нее плахту, рубашку, бусы и возле плотины топим. А иву купальскую все сильно хотять разломать. Бросаются на нее на конец праздника и веточку, которую выломил, каждый несет на огород и на огурцы кладет. Это чтобы они не посохли и хорошо вязались.

Холера боится ивановской полыни

— На Ведьмарское Купало, говорят, всякое зелье нужно собирать до восхода солнца, потому что оно все помогает от всяческой хвори. У нас в селе купальской ночью все как один делали из полыни из чернобыльника такое перевесло и подпосывали себя им вместо пояса, — говорила Ольга Сычевская.

— Это так делали и старые, и малые, чтобы холерой не заболеть. Рассказывали, что холера та ходит от села к селу. Что она показывается людям женщиной и с ней две дочери. Они, говорили, помогают ей людей морить. А полыни они боятся. Полынь всякую нечисть отгоняет.

Холера, по народным преданиям, является перед людьми в виде красивой, полнолицой немолодой женщины. Одета она "по-пански". Если внимательно присмотреться, то под длинной пышной юбкой вместо ног можно разглядеть раздвоенные копыта. Холера странствует с двумя дочками тарантасом или бричкой от села к селу. Отравляет воду в колодцах, а дочери насылают на людей кровавый понос.

Боится холера только ивановской полыни и колядок и щедровок. Если услышит, что в селе нетронутые девушки и "честные" вдовы летом в жару поют колядки, разворачивается и уходит вон на другие села. Чтобы холера опять не зашла, нужно нанять молебен на "наколядованные" деньги и поставить в церкви большую свечу перед образом Матери Божьей.

В Украине впервые случаи заболевания азиатской холерой зафиксировали в 1830 году в Киевской, Полтавской и Подольской губерниях. В течение ХІХ в. на юге Украины — Одесчине, Николаевщине и в Крыму — эпидемии холеры вспыхивали почти ежегодно во время летней жары. В 1910 году на Волыни и в Галичине болезнь забрала жизни десятков тысяч людей. По свидетельству очевидцев, в каждом селе ежедневно хоронили от пяти до восьми умерших от пошести.

В целом в ХІХ в. от холеры в мире умерло около двух миллионов человек.

 

Найденные купальской ночью деньги могут привести к безумию

— Говорят, что на Ивана ночью клады пересушиваются. Они выходят из земли и горят огнем ярко-ярко, — рассказывала Ольга Сычевская. — А только, чтобы тот клад увидеть, надо знать, где цветет папоротник. Еще бабка моя мне рассказывала, как на Купала цветет папоротник. Говорят, что только в 12 часов ночи и только на одну минуту. Тот, кто тот цветок сорвет, все ему будет открываться: замки, двери, все тайны, под землей клады и что скот говорит.

Спрятанные в земле, пещере или стене дома сокровища, считали, были закляты их владельцами. Поэтому "нечистые": их охраняет злая сила — специальные демоны, кладенец или скарбник. Таких выбирает между собой нечисть в купальскую ночь.

Сокровища открываются только тому, кто знает магические средства и заговоры. Чтобы сокровище далось в руки, говорили, что нужно иметь при себе коренной зуб покойника и цветок папоротника или разрыв-травы, сорванные на Ивана Купала. Чтобы достать цвет папороти, в полночь ее куст нужно пятясь обойти трижды со страстной свечой, херувимским ладаном и прошлогодней дарниковою просвирой. На том месте, где купальской ночью засветилось сокровище или загорелась в лесу свеча, нужно положить горбушку хлеба, трижды перекреститься и проговорить:

Во ім'я Отця і Сина,

Мої гроші, твоя судина.

Только после этого сокровище можно забирать, а сундук или сосуд, в котором он был, нужно оставить в земле.

Найденные купальской ночью деньги обычно не приносят счастья их владельцу. Он или тяжело заболеет, или обезумеет, или внезапно умрет. Потому что эти сокровища закляты бесами "на чью-то голову". Часто проклятие падает на всю семью вплоть до седьмого колена. Только сиротам найденное сокровище дает счастье и здоровье. Чтобы полученное состояние пошло на пользу, часть денег нужно отдать на церковь. Иначе сокровище и счастливая судьба сбегут от нового хозяина.

 

Сейчас вы читаете новость «"К реке несем чучело Купала и топим его там" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть