Обычно мошенники звонят, чтобы под разными предлогами выманить у доверчивого собеседника реквизиты платежной карточки и код подтверждения операции, который приходит в банковской sms-ке. Но есть еще один распространенный вид карточного мошенничества по телефону - когда преступник звонит и, рассказывая разные глупости, "ведет" жертву к банкомату и заставляет перевести средства на мошеннический счет. Причем человек делает все добровольно, а о том, что попал в финансовую беду, узнает, только когда деньги уже переведены на счет вора.
Преступники придумали десятки сюжетов, с помощью которых направляют людей к банкоматам и побуждают к осуществлению перевода на мошеннические счета. Чаще всего крючком, на который ловят доверчивых украинцев, является обещание получить через банкомат какие-то средства (деньги за товар, благотворительную помощь, доначисления пенсии, перерасчет по кредиту, выигрыш в лотерею, оплату услуг). Здесь сразу хочется включить CapsLock и написать большими буквами: ЧЕРЕЗ БАНКОМАТЫ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕВЕСТИ ДЕНЬГИ С ЧУЖОЙ КАРТЫ НА СВОЮ, МОЖНО ТОЛЬКО СО СВОЕЙ - НА ЧУЖУЮ.
Кем чаще всего представляются телефонные мошенники, специализирующиеся на "банкоматном" обмане?
• Покупателем товара или заказчиком услуг. Например, вы продаете что-то и дали объявление в интернете. Преступник звонит, говорит, что заинтересовался и готов отправить вам на карту предоплату за товар. Только надо, чтобы вы пошли к банкомату и подтвердили сделку. У банкомата мошенник диктует, что надо вам делать, куда нажимать, какие цифры в какие поля вводить. При этом начинает спешить и нервничать, подгоняет вас. А в это время за вами уже, скорее всего, выстроилась очередь к банкомату, и вы тоже начинаете торопиться и нервничать, не анализируете, что нажимаете, и в результате сами переводите мошеннику деньги (ведь номер карточки, который он вам диктует по телефону и который вы вводите в поле "Получатель" - не карты, с которой вам придут деньги, а карточка, на которую вы перечисляете средства со своего же счета).
• работником Пенсионного фонда, отдела начисления субсидий, банка, благотворительного фонда, волонтерской организации и тому подобное. В этом случае вас дурачат получением каких-то неожиданных денег (увеличение пенсии или социальной помощи, возврат переплаты по кредиту, получение спонсорской помощи и т.д.).
• Представителем организации, от которой вы якобы получили денежный приз (или выиграли в лотерею). Хорошо подумайте перед тем, как угнаться за такими "легкими" деньгами!
• Сотрудником банка, который сообщает, что ваша карточка якобы заблокирована, а для разблокировки вам необходимо подойти к банкомату и выполнить определенные действия. У банкомата мошенник "из банка" диктует по телефону, что вам делать.
Как же уберечься от телефонных мошенников и не дать привести себя в "банкоматную" ловушку? Даем короткую памятку от Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА, которая сейчас при поддержке Государственного департамента США реализует в Украине Национальную программу содействия безопасности электронных платежей и карточных расчетов Safe Card.
1. Никогда не выполняйте чьи-то указания, работая с банкоматом или терминалом! В том числе указания по телефону!
2. Помните, что через банкомат можно только перевести средства со своей карты на чужую. Перевести же средства на свою карту с чужой через банкомат нереально - такой функции нет!
3. Не забывайте, что для получения каких-либо средств на счет вам достаточно назвать номер карты, никаких других данных/действий не требуется.
4. Не торопитесь и не нервничайте, когда речь идет о карточке и деньгах. Лучше показаться скучным и несообразительный, чем потерять деньги.
5. Если вы все-таки были опрометчивыми и выполнили указания телефонно-банкоматных мошенников, немедленно позвоните в банк: возможно, вы еще успеете "арестовать" средства. Следующий шаг - напишите заявление в киберполицию. Это делается в онлайн-режиме на сайте www.cybercrime.gov.ua.
Комментарии