Кипр получит 10 млрд евро финансовой помощи от Европейского Союза и Международного валютного фонда (МВФ). В обмен на это депозиты, не превышающие 100 тыс. евро, будут облагаться налогом в 6,75%, другие - в 9,9%. Такая мера может снизить привлекательность Кипра как оффшорной зоны и вызвать бегство капитала. Парламент Кипра отклонил законопроект, предусматривающий введение налога на депозиты. Однако по данным местных СМИ, 4,5 млрд евро было снято со счетов только на прошлой неделе.
- Наш крупный бизнес уже два года не держит деньги на Кипре, - говорит президент Украинского аналитического центра, экономист Александр Охрименко. - Почти два года назад специалисты заметили проблемы в кипрских банках. Да, там осталось формальное место регистрации компании. Но обслуживаются они в других банках. В кипрских банках деньги никто не держит. Ну разве какая-то часть россиян держат там частные счета. Все, кто серьезно отслеживал ситуацию, давно держались подальше от нынешнего Кипра.
Если Кипр два года с неясной репутацией, то кому сейчас доверяет украинский бизнес?
- Если говорить о долларовой зоне, то это США. Крупный бизнес полюбил американские оффшоры - там большая банковская тайна. Конечно, там оффшоры обходятся дороже, чем Кипр, но защищенность на порядок выше. Если говорить о Европе, то бизнес разошелся по европейским офшорах - Австрия, нидерландские оффшоры, Люксембург и Ирландия. Они дороже, чем Кипр, но надежнее.
Какие выгоды получает страна-офшор от привлечения иностранного капитала?
- Для людей выгода одна - есть хорошая и высокооплачиваемая работа. Потому что есть правило. Если хочешь открыть оффшор, то должен нанимать только местных. Для Кипра потерять статус оффшора страшно. Там много людей, которые условно были директорами, получали деньги и ничего не делали. Теперь такой работы не будет. Для страны выгода в том, что оффшоры все-таки платят минимальные налоги. За счет большого объема капитала и количества зарегистрированных компаний могут набегать хорошие деньги. Если ты даже не пользуешься оффшором, платишь три тысячи долларов налога в год. Еще надо учесть и услуги аудиторов, виртуальный или реальных офис, другие услуги, которые покупаются только у местных. В сумме это хорошие деньги для страны и ее граждан.
Что может сделать правительство Украины для уменьшения оттока капитала из страны?
- У меня есть надежда - законопроект о трансфертном ценообразовании. Он сейчас находится в парламенте. Это реально повлияет на отток капитала. Если его примут, это будет реальный шаг. Основа законопроекта в том, что есть так называемые подконтрольные цене подконтрольные операции. Это означает, что правительство принимает перечень стран, с которыми операции экспорта или импорта подконтрольны налоговой администрации. То есть при необходимые налоговая может самостоятельно перечислять цены товаров. Поэтому оффшор не сможет выполнять роль прокладки, где сконцентрируются невыплаченные налоги. Если примут этот законопроект, тогда точно Кипр "умрет смертью героя".
Какое будущее оффшоров в глобальном измерении?
- Надо признать, что эпохи оффшоров уходит. Это уже тренд. На сегодня те люди, которые в 1990-х годах легко выводили деньги, теперь уже так просто этого не сделают. Вся информация становится прозрачной, все открывается. Даже люди, которые купили недвижимость в Испании, получили разрешение на проживание и перевели туда деньги, могут иметь проблемы. У них спросят, где они взяли эти деньги? Крупные олигархи наймут дорогих адвокатов и отразятся, а вот бизнес среднего звена - нет. Им будет трудно объяснить происхождение капитала. Это связано с тем, что политика контроля за финансами усиливается во всем мире. Поэтому прятать деньги за рубежом становится труднее с каждым годом.
Комментарии
7