Одна из глубинных проблем, которая многие годы тормозит развитие Украины – это высокий уровень тенизации отечественной экономики. Особенно остро эта проблема ощущается в агропромышленном комплексе – одном из главных драйверов украинской экономики в последние годы.
По итогам 2019 года украинские предприятие экспортировали агропродовольственной продукции на сумму 22,2 млрд долл., доля экспорта АПК в структуре общего экспорта из Украины составила 44% (против 39% в 2018 году). Показатели солидные.
Однако есть и другие, далеко не оптимистические цифры. Как отмечают эксперты, отмена налоговых льгот в 2015 году привела к существенному росту налоговой нагрузки в АПК. При этом объемы прямой бюджетной поддержки, в отличие от, например, стран ЕС, минимальны. Соответственно, значительно выросли стимулы для теневого производства сельскохозяйственной продукции. Так, при посевных площадях около 28 млн га, только 19,6 га находится в официальной аренде. Таким образом, значительная часть из оставшихся 8,4 млн га находится в теневом обороте.
Это приводит к потерям в первую очередь местных бюджетов в объеме до 10-12 млрд грн и неконкурентоспособности легальных товаропроизводителей.
Другим следствием такого положения являются перманентные попытки легализовать произведенную сельскохозяйственную продукцию, в том числе с помощью так называемых "скруток".
В итоге имеем двойные потери бюджета (теперь уже государственного), а также риск невозмещения НДС для всех агроэкспортеров, попадающих под группу усиленного риска.
Решить проблему "теневой" аренды сельхозземель можно – все аграрные ассоциации уже давно говорят о необходимости установления минимальной налоговой нагрузки на гектар с/х земли, что автоматически заставит всех участников рынка платить налоги.
Практическую реализацию эта инициатива получила 27 февраля 2020 года, когда группа народных депутатов из фракции "Слуга народа" зарегистрировала в Верховной Раде законопроект № 3131 относительно детенизации производства сельскохозяйственной продукции.
Основная суть закона – введение минимальной налоговой выплаты с каждого гектара земли сельхозназначения. Размер выплаты будет составлять 5% от нормативной стоимости земли – порядка 1 400-1 500 грн/га. Это позволит создать условия для ликвидации теневых отношений в использовании земель с/х назначения и обеспечить равнонапряженное налогообложение доходов, получаемых от такой земли всеми ее собственниками и пользователями.
Важно понимать, что это не введение дополнительного налога, а установление минимальной планки налога. Если фермер работает в "белую" и должным образом платит налоги, то его налоговая нагрузка уже находится на уровне как минимум 1 400 грн/га.
Кого же тогда затронет законопроект №3131? Дело в том, что в регионах Украины есть много разного рода предпринимателей, рейдеров и местных царьков из органов правоохранительной системы, которые с помощью различных незаконных схем смогли получить контроль над большими площадями сельхоз земель. Этим так называемым "аграриям" из-за несовершенства законодательной базы выгодно работать в тени: можно не платить большую часть налогов и реализовывать продукцию без оформления документов за наличный расчет. При этом как-либо доказать, что продукция была продана, а недобросовестный "фермер" просто уклоняется от уплаты налога не представляется возможным. Производитель всегда может сказать, что его продукция пропала из-за неблагоприятных погодных условий, или неправильного хранения, а то и банально была украдена. При этом такой "фермер" может не заключать с пайщиками официальных договоров, делая простых селян своими соучастниками, и платить наличными за аренду, он также не будет легально устраивать работников, чтобы не платить лишних налогов.
"Минимальная налоговая нагрузка, которая должна быть на гектар с учетом всех налогов, составляет примерно 1,5 тыс. грн, которые теряет преимущественно местный бюджет, частично – государственный. Это создает определенные неравенства... Мы хотим защитить тех аграриев, которые платят "белыми". Внести такое понятие, как "поставленный доход". То есть каждый гектар приносит определенную сумму прибыли, и сумма налога с гектара не может быть меньше, чем та, что определенна законом. Мы не хотим вводить новые налоги как таковые, мы хотим сделать так, чтобы аграрии платили минимальные действующие. И также это будет стимулом для того, чтобы аграрии строили фермы и, возможно, вводили дополнительное производство", – объясняет логику законопроекта №3131 член парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политики Марьян Заблоцкий.
Простыми словами, введение минимального налога легально работающие компании и фермеры не заметят, а перед "теневиками" встанет вопрос – либо платить этот минимальный налог, либо легализировать свою деятельность, заключать договора аренды, устраивать официально на работу сотрудников и просто платить налоги – суммы равноценные.
В итоге условия для всех игроков на рынке выровняются, бюджеты получат дополнительные средства, а работники сельхозпредприятий получат официальное трудоустройство и возможность в дальнейшем беспроблемно получить пенсию.
Впрочем, такая перспектива устраивает далеко не всех. После регистрации законопроекта в ряде СМИ развернулась целая информационная кампания против законопроекта №3131. Якобы документ вводит дополнительный налог к существующим, его введение уничтожит животноводство и окончательно подорвет и так шаткое финансовое положение селян. Учитывая размах кампании, становится очевидным, что теневики, не желая терять сверхприбыли и свое вольготное положение, стараются в очередной раз не допустить введение прозрачных правил в АПК.
Остается надеяться, что в Верховной Раде должным образом оценят законопроект № 3131. И в итоге будет принят закон, который поможет искоренить теневые схемы в АПК, создаст равные условия для участников рынка и обеспечит дополнительные социальные гарантии жителям сельской местности.
Комментарии