С 17 по 20 февраля в Киеве состоится I Всеукраинский открытый молодежный конкурс фортепианной музыки Мирослава Скорика (Skoryk Competition).
Принять участие в этом творческом соревновании смогут пианисты в возрасте от 13-ти до 17 лет (1 категория), 18-23 года (2 категория). Премиальный фонд: I премия - 3000 у.е., II - 1500 у.е., III - 1000 у.е.
С Мирославом Скориком разговариваем в помещении Национальной оперы.
Конкурс фортепианной музыки проходит под Вашим именем. В чем его особенности?
Это конкурс молодых пианистов, поддержка будущих звезд, а не тех, которые уже завоевали себе признание. Этот конкурс инициировал не я - мне предложили. Исполнять будут только мою фортепианную музыку. Ее достаточно много. Для композитора очень важно - чтобы его исполняли. Самое важное для меня - что уже в течение многих лет моя музыка без моей особой пропаганды исполняется. И школьники ее любят. А их на заставишь играть музыку, которая им не нравится.
Как идет подготовка к конкурсу?
Тяжело. Много проблем. Во-первых, финансовые. Надеемся, что мы их преодолеем. Премии победителям достойные.
Уже отобрано 16 конкурсантов. Это неплохо, как для первого раза. Тем более, что конкурс сложный. Моя музыка не такая простая. Но молодежь сейчас очень продвинутая. И ей эта музыка под силу.
Конкурс не имеет достаточного финансирования?
Мы надеемся на финансы. Но это все же большие средства. И мы ищем спонсоров.
Например, есть в Украине конкурс фортепианной музыки памяти Владимира Горовица. В прошлом году им не удалось провести конкурс. При том что это конкурс весомый, для многих возрастных категорий участников. Поэтому он требует много денег, которых не могли найти. И конкурс не состоялся.
По вашим наблюдениям, музыканты из каких стран составляют самую большую конкуренцию украинским исполнителям?
Сильны японцы и китайцы. Они очень трудолюбивые - работают намного более настойчиво, чем наши. Технически они порой даже лучше нас. Но им не хватает определенных художественных качеств - выражения, эмоций. Они порой слишком механические. Так было длительное время. Японцы и китайцы на конкурсах играли совершенно, но души не было. И это чувствовалось. Но в последнее время они очень прогрессировали, потому пригласили к себе наших преподавателей. Они их готовят, и теперь японцы составляют нам действительно серьезную конкуренцию.
Как молодой музыкант в Украине может сейчас себе пробить дорогу? Может ли он сделать имя на родине?
Многие наши пианисты делают имя на мировых конкурсах. Это нормальная ситуация. Но многих воспитали и отечественные конкурсы - Горовица, Лысенко, например.
Украинский пианист Антоний Боришевський также начинал с конкурсов. Он поехал на конкурс в Тель-Авив и занял первое место. Он сейчас один из ведущих исполнителей Украины.
Вашу музыку исполняют неизменной, или в вариациях, переделках?
Пианистический конкурс - чисто академический. Там надо исполнять - как написал композитор. И по этому судят. Новые аранжировки недопустимы.
Критически относитесь к исполнению своих произведений?
Я внимательно прислушиваюсь. Но допускаю различные отклонения в стиле исполнения, если они продиктованы внутренними ощущениями музыканта или оригинальным подходом. Шопена можно исполнить так, что впечатление будет, будто его до сих пор не слышали. Допускаю различные трактовки и моих произведений.
Вам в советское время было всегда легко работать, или встречались с неприятием?
Всего было. Сейчас свобода. Пиши что хочешь. Никто не скажет тебе, что это не так идеологически. А раньше надо было писать идеологические оперы, кантаты. Зато была финансовая основа.
Вы писали идеологические вещи?
Ну, как вам сказать ... жить в обществе и быть свободным от него невозможно. Почти не писал.
В Москве я учился, у композитора Кабалевского. Он был очень хороший, но очень советский. По его заданию мне пришлось писать кантату на стихи литовского поэта Межелайтиса, называлась "Я человек". Она заканчивалась словами: "Я человек, я коммунист".
У вас не было мысли посвятить какое-то произведение борьбе Украины в нынешней войне, нашим героям?
События свежие. Написать быстро о них невозможно. Надо иметь время. Недавно я написал трио для скрипки, фортепиано и виолончели. Там три части. Одна из них имеет подзаголовок "Покаянный псалм". Она посвящена нашим событиям. Выполняется и воспринимается с чувством.
Написание музыки - длительный процесс. Иногда приходит вдохновение, но чаще надо долго работать. Бетховен, создавая тему пятой симфонии, написал в тетради 20 ее вариантов, пока окончательного наконец не нашел совершенное решение. Я очень не люблю отвечать на вопрос "о чем я работаю".
Как-то поделился с журналистом планами, что собираюсь писать симфонию. Он сделал заголовком "Это будет симфония!" С тех пор я ни одной симфонии не написал.Поэтому я никогда заранее сейчас не говорю, что я пишу и что это будет. Это расхолаживает, создает тормоз.
Победители конкурса музыки Мирослава Скорика смогут участвовать в мастер-классах известных музыкантов, а также выступать на концертных площадках Украины, в частности в сопровождении оркестра под руководством Мирослава Скорика.
Основатель конкурса - "Благотворительный фонд Анны Томасишин", соорганизаторы - Национальная музыкальная академия Украины и Национальный союз композиторов Украины. Конкурс проводится под патронатом Марины Порошенко и при содействии Министерства культуры Украины.
Соревнования проходить в два тура. Первый тур - сольные выступления, до второго тура будут допускать по четыре конкурсанта, отобранных в каждой возрастной категории. В состав жюри вошли авторитетные пианисты и музыкальные деятели: Мирослав Скорик, пианистка Лили Дорфман, профессор НМАУ Юрий Кот, музыковед Леся Олейник, пианист Дмитрий Суховиенко, доцент НМАУ Борис Федоров.
Комментарии