воскресенье, 31 января 2016 15:53

"Запретить и уничтожить все коммунистическое - не выход"
19

г.Винница
Фото: Евгений Никифоров
г.Днепропетровск
г.Житомир
г.Киев
г.Киев

Весной 2016 издательство "Основы" представляет книгу об украинской советской мозаике. Издание выйдет на английском языке. Тексты к сборнику делают искусствоведы Лизавета Герман и Ольга Балашова, фотографирует - киевский фотограф 29-летний Евгений Никифоров. Более двух лет назад он делал снимки для одного из разделов книги "Искусство украинских шестидесятников". Раздел был посвящен монументальном искусству. Закончив работу над проектом, фотограф продолжал снимать украинскую советскую мозаику для собственного архива. Делал документальный фотопроект о процессе "декоммунизации" Украины.

Как относитесь к процессу "декоммунизации"?

Это логический этап в политическом развитии нашего государства. Я считаю, что подобный процесс нужно было запустить еще в начале 90-х. Но при этом не стоит уподобляться варварам и делать вид, что истории не было. Думаю, все видели кадры уничтожения армией ИГИЛ древней Пальмиры (город в Сирии.- ГПУ). Если бездумно уничтожать все, что связано с историей, то различий между нами и ИГИЛ не так уж и много, и это будет работать против нас. Я сторонник создания так называемого "музея тоталитаризма", где были бы собраны различные памятники коммунистического режима, образцы пропаганды и тому подобное. Запретить и уничтожить все коммунистическое - не выход. Мы же не уничтожаем советское метро, потому что оно полезно, а мозаику уничтожаем, потому что она "бесполезно" прикреплена к стене. Таким образом не получится избавиться от прошлого. А создать музей, навести в нем документально подтвержденные факты преступлений коммунистического режима - это постепенный и действенный метод борьбы со сторонниками старого режима и прививки от возможных рецидивов.

Сколько мозаик успели отснять для проекта и сколько еще работы по плану?

Удалось снять уже около 300 работ и в планах найти еще около 200 Я не ставлю перед собой задачу найти все существующие на сегодня мозаики. Меня привлекают интересные образцы монументального искусства в разных регионах, их особенности. Монументальное искусство - это малоисследованные пласты культуры, о котором очень много информации в литературе. Мозаики не описаны в достаточном количестве искусствоведами и часто единственным способом выявить их становится только поиск непосредственно в городе их нахождения. О некоторых узнал из сети, но опыт подсказывает, что это всего около 20% от их реального количества. На сегодня я успел побывать в 22 городах - от Чопа до Северодонецка, от Славутича до Одессы. Впереди Запорожье, Мелитополь, Волынь, северная часть Львовской области, центральная, южная и юго-западная Украина - всего около 20 городов.

Где находите информацию о мозаике?

Сначала я снимал только в Киеве и мне было достаточно Интернета, бесед с искусствоведами и специализированной литературы. Но, углубившись в тему, я понял, что это только вершина айсберга. Основную часть информации я начал получать, общаясь с архитекторами, художниками-монументалистами. Помогли также городские и областные библиотеки по всей Украине. Иногда это просто случайные находки.

Какая из мозаик наиболее запечатлилалась в памяти?

Хорошо помню 6 мозаик на стенах домов вдоль проспекта Победы в Киеве. Эти работы были созданы в 1970-х годах и с ними работали такие художники как Валерий Ламах, Эрнест Котков, Иван Литовченко, Владимир Прядко. В поисках нужных кадров я приходил к ним 6 раз в течение двух лет. Мне необходимо было забраться на каждую крышу домов напротив, чтобы показать их целостным ансамблем и, в то же время, снять все в деталях. Но каждый раз или свет не устраивал, или крыши были закрыты. Помогла случайность: одновременно с моим визитом бригада рабочих меняла систему кондиционирования и позволила приблизиться к мозаике на расстояние вытянутой руки.

В каком городе вы увидели наибольшее количество мозаик?

Лидером по количеству мозаичных панно является Киев. Это связано с тем, что это самый крупный город Украины и соответственно здесь наибольшее количество общественного пространства, которое необходимо заполнять монументальным искусством. В советское время на мозаику не жалели средств, и Киеву как одному из самых богатых городов Украины повезло в этом плане больше других. Если говорить о количестве, то это сотни сохранившихся работ. Но многие из них, к сожалению, уже уничтожены. И они никак не были связаны с коммунистической символикой - просто бытовая невнимательность сыграла роль.

Что такое украинская советская мозаика в вашем понимании?

Это мозаика, созданная в период существования СССР, все просто. Как и в других видах искусства, художники-авторы мозаик были привязаны к определенной тематике, связанной с советской пропагандой. Но все же идеологические ограничения в этой сфере были меньше по сравнению с той же живописью или скульптурой, поэтому художники были свободными в выборе тем и приемов. Сегодня мозаика 1960-70-х лет выглядит не такой уж и советской, да и само понятие "советскости" - это скорее расхожий пустой стереотип, а не определение конкретных качеств. Есть интересные, и даже великие произведения искусства, а есть тираж и пустые, проходные вещи. Среди украинской мозаики советского периода много работ относится к первой категории. Но решать это должны искусствоведы, архитекторы, историки, а не бюрократы.

Сейчас вы читаете новость «"Запретить и уничтожить все коммунистическое - не выход"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

24

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі