Ексклюзивы
вторник, 03 ноября 2020 15:55

С матом бросил в лицо пьесу и сказал: "Ты что, сумасшедший?" - драматург

С матом бросил в лицо пьесу и сказал: "Ты что, сумасшедший?" - драматург
Из 33 пьес Дикого театра 30 принадлежат современным украинским драматургам. Директор Ярослава Кравченко говорит, что для этого надо попахать на аренду помещения и гонорары актерам. Фото: Facebook

На фестивале современной драмы в Киеве режиссеры и драматурги рассказали, почему украинские театры отказываются брать в репертуар молодых авторов.

Ярослава Кравченко, директор Дикого театра:

"Моя совесть чиста. В Диком театре поставили 33 пьесы. Из них 30 - современных драматургов. Все украинцы, все живы. Но когда работала в Молодом театре, сдувала пыль с рукописей. Современные драматурги никому не интересны. Присылала художественным руководителям тексты пьес. Они мне перезванивали и хамили. Говорили, что все расписано на ближайшие пять лет. Не хотят рисковать. Сидят всю жизнь на должности, а вдруг мэр его уволит из-за одного спектакля. Эта проблема до сих пор есть. У региональных театров есть комплекс неполноценности. Пока не поставят в столице, не возьмут в репертуар. Копируют театральных хедлайнеров, желательно с приставкой "национальный".

Присылала художественным руководителям тексты пьес. Они мне перезванивали и хамили

Этим пользуются нечестные драматурги, например Александр Мардань. Он заходил в каждый театр, приносил деньги на постановки. Хвастался, что в соседнем городе его пьесы уже собрали кассу. Ему не было шансов отказать. Даже Дмитрий Богомазов ставил его в столичном театре Франка. Теперь в школах будут преподавать, что целое десятилетие Мардань был успешным драматургом? Деньги когда-то закончатся, а репутацию он испортил навсегда.

Со мной лучше не разговаривать о государственных театрах, потому что очень злюсь. Я плачу налоги, которые идут им, а не в Дикий театр. Должна нормально так попахать, чтобы поставить Наталью Ворожбит или Максима Курочкина. А еще заплатить актерам, арендовать помещения. У гостеатров это все есть, а они не пользуются".

Должна нормально так попахать, чтобы поставить Наталью Ворожбит или Максима Курочкина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Менты будут учить любить родину. Точнее, парашу - драматург

Павел Арье, шеф-драматург Киевского театра драмы и комедии на левом берегу:

"Региональные театры активно копируют Киевский имени Ивана Франко. Если изменить только его, то импульс пойдет по всей стране. Но это невозможно. Гендиректор Михаил Захаревич не хочет работать с современными драматургами. Мне рассказывали коллеги-режиссеры, что предлагали ему свои произведения. Он отвечал, что сотрудничество с живыми авторами неудобное и нежелательное. Это неправильно, потому что театр финансируется из нашего кармана. Должен говорить на важные современные темы. К тому же во многих странах нет государственных театров. Сами зарабатывают на помещение и актеров. А у нас это счастье есть, а желания и доверия нет.

Руководитель львовского театра с матом бросил мне в лицо пьесу и сказал: "Ты что, сумасшедший? Этого никогда не будет на сцене"

То же самое было 15 лет назад. В 2006 году я ушел с головой в эту всю театральную беду. Хотел поставить пьесу Сары Кейн "Подорванные". Впервые увидел ее в Германии. Не знал, что можно показывать войну вонючей и грубой. Перевел и начал предлагать львовским театрам. Руководитель одного из них с матом бросил мне в лицо пьесу и сказал: "Ты что, сумасшедший? Этого никогда не будет на сцене". Все же сделал читку "Подорванных" в Театре Леся Курбаса. Затем вкладывал собственные деньги, арендовал сцену и делал представление. На нас обратили внимание, когда с балкона начали свисать подростки. Молодежь невозможно было увидеть в театрах. Были залы "белых голов". Если смотреть сверху, все зрители - седые.

Так мы запустили движение, которое продолжается уже более 10 лет. Но до сих пор бывает трудно. В Театре на левом берегу ставили "Плохие дороги" Наталии Ворожбит. На премьеру раскупили все билеты. А потом - пустые залы. Мы испугались. Совесть не позволяла снимать спектакль. Он еще не сказал своего. Начали искать, кому он нужен. Так в театр пришел новый зритель".

Подростки свисали с балкона. Молодежь не загонишь в театр. Были залы "седых голов"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нигде не хочется так любить, как на войне - режиссер фильма "Плохие дороги"

Дмитрий Захоженко, главный режиссер Львовского театра имени Леси Украинки:

"Хотя у нас государственный театр, 40% действующего репертуара - это украинская современная драматургия. Хотели бы существовать только за ее счет. Но нет зрителей. Из-за невежества ходят на "Слишком женатого таксиста". Просто не знают, что может быть что-то лучше. Почему-то думают, что должны отдавать долг Сатане и ходить на "Трех сестер" или "Мастера и Маргариту". Не знаю, как преодолеть этот стереотип.

Почему-то думают, что должны отдавать долг Сатане и ходить на "Трех сестер"

Театр - инертная структура. Туда медленно доходят тренды. 15 лет назад был программистом в Могилянке. С тех пор репертуар многих театров не изменился. Действует формула "священности текста". Его веками нельзя менять. Все же надеюсь, что великие авторы уходят в древность. Даже вышеупомянутая Сара Кейн. Надо создавать много сборников современной украинской драмы и заваливать ими театры. В один момент художественные руководители заинтересуются этой кучей макулатуры, потому что будет нечего ставить. Так было в Польше. Сейчас там не найдете несовременного драматурга. Репертуар на 80% состоит из молодых авторов".

22 ноября в киевском Артцентре "Братислава" покажут 2 спектакля по поэзии Лины Костенко и Василия Стуса: "Стусанина" и "КО:Лина" театрального сообщества DSP.

Сейчас вы читаете новость «С матом бросил в лицо пьесу и сказал: "Ты что, сумасшедший?" - драматург». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі