Его основатель Лесь Курбас приехал в Киев в 1916-м. Галичанин мечтал поработать в Приднепровской Украине. Был сторонником киевского Театра Садовского, в котором его привлекала свобода и демократичность, высокий уровень актерской игры. В 1919-м у киевского Молодого театра, который возглавлял Курбас, большевики отобрали помещение. Режиссер собрал актеров, которые согласились работать с ним дальше. Изменил название на "Кийдрамте" и выехал на гастроли. Выступали в Умани, Белой церкви, Одессе, в селах. Зарплату актерам не выплачивали, но они имели жилье и пищу.
Только после ухода немцев из Киева театр вернулся в город. Получил крышу над головой по адресу ул. Крещатик, 29. Труппу начала содержать 45-Красно-Знаменская дивизия СССР.
"Березиль" объединил шесть актерских студий, режиссерскую лабораторию, макетную мастерскую, журнал "Баррикады театра" и Театральный музей. Открылись общежития и санатории для актеров.
Первым спектаклем Художественного Объединения "Березиль" стал "Октябрь". Пантомимой под музыку показали события большевистского переворота 1917-го.
Советскую власть представители нового театра видели как шанс украинцев заявить о себе, обновить свой театр. В газете "Голос труда" за декабрь 1923 опубликовали фрагмент манифеста березильцев, в котором художники призывают: "Атакуйте свое равнодушие, мещанство, куркуливство, леность, то, что впоено в нашу кровь веками неволи!".
С 1923 Курбас начинает сотрудничество с авангардистом Вадимом Меллером. Художник создает костюмы и сценографию в соответствии с эстетикой новых течений: кубизма, супрематизма, конструктивизма. Объемные декорации, выполненные им, напоминали инсталляции. Конструктивистский макет Вадима Меллера из киевской постановки "Секретарь Профсоюза" получил золотую медаль на Международной выставке декоративного искусства в Париже. Представитель "Березоля" во Францию за наградой не поехал. Не получил загран паспорт.
В спектакле по роману Эптона Синклера "Джимми Гиґґинз" Курбас применил новейшие на то время телеграф и кино. Спектакль начинается "Американо-европейским концертом", в котором семь персонажей-стран телеграфируют друг другу, не могут договориться. В результате разражается Первая мировая война. По замыслу режиссера актеры стояли на двухэтажной конструкции и двигались механически, как куклы с украинского вертепа. Параллельно со сценическим действием кадры на киноэкране показывали зрителям то, о чем думает главный герой - американский рабочий Джимми. Такого арсенала современных средств Украинский театр еще не видел. Газета "Голос труда" за декабрь 1923 писала: "В театре Курбаса нет гопака с водкой и глупого Жида".
В 1926-м труппа Леся Курбаса переехала в Харьков. В тогдашней столице Украины в 1929-м поставили первый украинский джаз-ревю "Алло на волне 477" (режиссер Владимир Скляренко). Зрителей поразила световая инсталляция, в которой несколько колец в диаметре до десяти метров поочередно загорались и гасли. На их фоне кордебалет танцевал канкан. Петр Рулин писал в газете "Жизнь и революция", №7-8 за 1923-й о "динамику электричества", "роскошь света и красок", "girls, семь актрис "Березоля", в исполнении которых" чувствовалось много гибкости, умения соблюсти соответствующих ритмов".
В 1933-м театр "Березиль" закрыли. Его руководителя Леся Курбаса арестовали. Обвинили в принадлежности к подпольной националистической Украинской военно организации. Режиссер был расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандармох, в Карелии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали лучший спектакль 2018 года
11 ноября 2018 года в рамках выставки "Курбас: Новые миры" формация Nova Opera представила в столичном Мыстецком Арсенале оперу-антиутопию Gaz. Прототипом спектакля стала пьеса немецкого экспрессиониста Георга Кайзера, которую Лесь Курбас инсценировал в 1923 году. Действие разворачивается в будущем. Происходит взрыв крупного газового завода, который остался единственным источником энергии для мира. В спектакле чередовались динамичные эпизоды с условными персонажами: Белый Господин Сын Миллиардера Дочь, Офицер... Сценография, движения, костюмы напоминали геометрические фигуры. Музыка должна была озвучивать работу машин завода, механичность бездушного мира. Партитура композитора спектакля Анатолия Буцкого была потеряна. Композиторы Роман Григорьев и Илья Разумейко пытались воспроизвести именно такое звучание в опере. А весь коллектив - передать главный месседж перформанса: хрупкость человека перед "механизацией жизни", "злом капитализма", а в современном видении - перед глобализованным, безликим миром.
Комментарии