Фильм "Номера" режиссеров Ахтема Сеитаблаева и Олега Сенцова вышел в прокат 19 ноября. Рассказывает о заключенном обществе, которое пытается побороть страхи и получить свободу.
Люди имеют номера вместо имен - от Первого до Десятого по сюжету. Живут в антиутопическом мире, который имеет вид старого стадиона. Подчиняются диктатору Нулю. У Седьмого с Четвертой рождается Одиннадцатый.
"Это история тоталитарного государства, которое навязывает правила и контролирует жизнь граждан, - говорит кинокритик Юрий Самусенко. - Номера живут в странной ежедневной рутине. В определенное время едят и бегают по очереди марафон. За порядком следят вооруженные охранники. Появление ребенка от запретной любви нарушает правила. Седьмой понимает, что ему надо восстать против системы. Оказывается в тюрьме. Из-за решетки пытается убедить всех, что дальше так жить нельзя, надо сломать веру в Нуля".
В основе сценария - одноименная пьеса Сенцова 2011 года. Это первый украинский фильм, который снимали без физического присутствия одного из авторов. Сенцов тогда находился в колонии российского города Лабытнанги. Осуществлял режиссуру дистанционно - обменивался письмами с творческой командой.
В ленте сыграли Александр Ярема, Ирина Мак, Виктор Жданов, Евгений Черников, Александр Бегма, Виктор Андриенко. Снимали в киевском павильоне в декорациях стадиона.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В фильме "Номера" спрашиваем самих себя, стоит ли бороться с диктатурой - Сеитаблаев
"Каждый из персонажей - это архетип, - продолжает Самусенко. - Пассионарий и революционер. Фальшивый мессия. Человек, который выполняет все правила. Тот, кто не замечает происходящее вокруг. Благодаря театральности чувствуешь, что это происходит в ненастоящем мире, макете. Это упрощение помогает ассоциировать себя с каждым номером. Они прописаны специально на примитивном уровне, чтобы понять их как можно скорее.
Как показывает лента, Нулем может стать каждый - занять эту позицию и быть искаженным властью. История кажется простой и поверхностной. Неожиданный поворот происходит в пятом акте, где герои уже не на стадионе, а будто в аду. Финал поднимает кино на другой уровень. Главная идея - должны уничтожить старую систему в своих головах".
Мировая премьера "Номеров" состоялась в феврале на 70-м Берлинском кинофестивале. Кинокритики сравнивали картину с "Догвиллем" Ларса фон Триера и "1984" Джорджа Оруэлла.
5 ноября в украинский прокат вышла драма Валентина Васяновича "Атлантида" об освобожденном от оккупантов Донбассе. Действие происходит в 2025-м, после окончания войны с Россией. Регион стал непригодным для жизни. Те, кто остался, преодолевают последствия экологической и гуманитарной катастроф, по сюжету.
"Один из лучших фильмов года. Не только среди украинских, а вообще, - говорит Юрий Самусенко. - По жанру это индустриальная антиутопия. Недалекое будущее. Мир, в котором живут, хотя это кажется невозможным. Картина с антивоенным и экомесседжем. Это страшное и честное кино поднимает вопросы: что будет после войны? Чем будем заниматься? Что будем делать с этими землями? Готовы ли принять возвращенные территории?"
Комментарии