"Женщины больше не хотели смотреть за собой, они больше не расчесывались, не хотели мыться, а просто постоянно лежали на соломе", - говорит на экране актриса Барбара Зукова. Ее героиня политический философ Ханна Арендт вспоминает о своем аресте в Германии в 1940 году.
14 октября в столичном кинотеатре "Киев" состоялся показ фильма Маргареты фон Тротты "Ханна Арендт" в рамках фестиваля "Новое немецкое кино".
В фильме философ работает над статьями для американского журнала "The New Yorker" о процессе 1961 года над сотрудником гестапо Адольфом Эйхмана в Израиле. Его обвиняют в антисемитизме и преступлениях против человечности.
Половина ленты как раз о том, как готовятся статьи со всеми атрибутами ухода от дедлайна и редактора, ночные перекладывание сотни страниц судебного дела и часами размышлений. Режиссер, видимо, хотела убедить, что Арендт полностью соответствует стереотипам о философах, так чуть не в каждой пятой сцене молчаливая актриса лежит на диване или склоняется в окно и курит, меланхолично выпуская дым куда-то вдаль.
Лента также насыщенная цитатами классических философов и соревнованием героев в подборке лучших к теме разговора. Во всех спорах побеждает главная героиня.
" Это слово на грецком? - спрашивает редактор "The New Yorker" в Арендт. - Вы понимаете, что большинство читателей не знают греческого?"
"Пусть учат".
Оппоненты обвиняют его в высокомерии. Постоянно называют женщиной с холодным умом без чувств.
Серьезное поведение философа на публике или среди студентов контрастирует с отношениями с мужем Генрихом Блюхером. Они постоянно флиртуют, целуются на прощание, похожие на пару, которая только что вышла замуж.
Также героиня постоянно вспоминает своего учителя и любовника Мартина Хайдеггера.
"Это человек, у которого я научилась думать", - говорит в фильме Арендт.
В свое время философа обвинили в коллаборационизме. Теперь ее - в оправдании преступлений Эйхмана и нацизме, хотя Ханна Арендт была еврейкой по происхождению. Сама едва избежала вывоз в концлагеря, а сбежала во Францию??, оттуда эмигрировала в США.
Кульминацией ленты стала лекция перед студентами и профессорами, в которой Арендт объясняет понятие "банальности зла", которое использует в своих статьях.
В 1963 -м Ханна Арендт издала книгу "Банальность зла: суд над Эйхман в Иерусалиме".
"Судьи не поверили, что, будучи людьми порядочными и, возможно, слишком даже совестливыми для своей профессии, не могли и представить, что обычный, "нормальный" человек - не глупый, не циничный и не жертва пропаганды - оказался совершенно неспособным отличить добро от зла?", - пишет философ в изданы.
В этом году в сентябре книгу на украинском языке презентовало издательство "Дух і Літера".
Комментарии
2