среда, 14 декабря 2016 10:05

"В ушах французов - российская пропаганда. А где украинское радио? Его даже в Украине нет" - Ярослав Мельник

"Докажи, что ты не животное" - такая надпись приветствует читателя на первых страницах нового романа Ярослава Мельника "Маша, или Постфашизм". В этом году он попал в финал конкурса "Книга года BBC". Книга вышла во львовском "Видавництві старого лева". Действие происходит в четвертом тысячелетии после победы фашизма. Главные герои - журналист издания "Голос Рейха" и Маша, самка стора - созданий с человеческим телом, которых общество перестало считать людьми. Книга рекомендована для аудитории 18+, содержит жуткие сцены. Более о романе, человеческой жестокости в разрезе, манипуляции сознанием и современных достижениях российской пропаганды Ярослав Мельник рассказал Gazeta.ua.

 

- В книге говорю об инстинктах. Это сильная вещь. Если вы затрагиваете инстинкты, можно войти в душу человека. Интересно, что большинство почитателей моего романа - женщины. А говорили, это мужская проза, и для нее надо иметь крепкую нервную систему. Удивительно, 80 процентов - женщины. Возможно, это действительно не слабый пол, а сильный.

Возможно, потому что роман о любви?
- Но любовь там необычная. Герой же не понимает, что его любимая вообще человек. Прочитывается мотив Золушки. Как различные классы, она бедная, он богатый. Но Маша опущена до такого уровня, что она не просто бедная. Она вообще не человек.
Прошла тысяча лет, как победили нацисты. В конце нашего века взяли реванш. Что может быть, потому что правые силы побеждают везде в Европе. Представляете, они травили людей газом в Освенциме, делали из людей мыло - и еще добавить тысячу лет. В книге все они живут в системе лжи. Как в России сейчас. Полностью перекрыто сознание. Как россияне думают, что у нас нацисты, так и там думают, что сторы - это животные. Ничего, что у тех человеческое тело. И вот герой влюбился в Машу. Он ее бил, как животное, а она ему отвечала нежными чувствами. Он стал чувствовать ужас, а вдруг это человек. Нет, если животное - это нормально, можно бить, убивать. Постепенно это меняется. Герой влюбился и постепенно сам становится человеком. И смотрит уже снизу вверх на нее, как влюбленный.

Почему человека можно убедить во всем?
- Потому что человеческая психика очень слабая. Доказано психологами. Я много лет работал как психолог с женскими журналами, исследовал эту тему. Человеческая психика не создана, чтобы существовать в мире современных масс-медиа. Если использовать определенные технологии обработки сознания, вас можно во всем убедить. Это изобрели еще в сталинские времена, но развил Геббельс - для этого надо повторять одну и ту же ложь каждый день простыми фразами. Геббельс сказал: дайте мне средства массовой информации на три месяца - я из любого народа сделаю стадо баранов. Но какие тогда были средства массовой информации? Газеты, радио и кино.

А у Путина телевидение.
- Да, сейчас телевидение и интернет. И работают профессионалы. Они уже обработали не только русский народ, но и западные. Живу во Франции - они уже мне словам Путина говорят. Наше государство ничего не делает, чтобы противостоять пропаганде. Есть Russia Today, их смотрят миллионы. Потому что они вложили в это миллиарды. Вложите вы, заберите из других сфер. Потому что это информационная война, а война не может вестись без копейки. А надо победить эту пропаганду. Тем более, что за нами правда. Есть такое ошибочное мнение, что правда сама себе дорогу пробьет. Но это - неправда. Надо использовать те же пропагандистские средства. Но для правды. Например, во Франции, едешь в машине, слушаешь радио - российский спутник вещает на французском языке. В ушах французов - российская пропаганда. А где украинское радио? Его даже в Украине нет. Оно на русском языке говорит. Это должны быть очень умные политики в верхах, которые бы ни жалели денег на то, чтобы победить.

Мир сейчас превращается в героев вашей книги?
- Да, у моих героев было обработано сознание в течении тысячелетия. И наконец, герой начинает испытывать к Маше человеческие чувства - любовь. Он ее бьет, а она его обнимает и плачет. И под влиянием этих чувств у него меняется сознание. К счастью, есть и другие люди в романе, которые также думают. Они выступают за то, что сторы - тоже люди. Включаются в эту борьбу. И наконец, эта Маша становится человеком. Сторы же были отчуждены от культуры. Не знали, что такое чистота, человеческие чувства. Герой с Машей бегут в горы, он ее начинать учить. В определенном смысле, он ее создает. "Она стала человеком", - говорит. "Нет, она была человеком. Просто ей не дали возможности развиться", - возражают ему другие. Все зависит от условий, в которые поставят человеческое существо. Мы - просто тело. Маугли - человек, выросший среди животных - как зверь, будет просто лаять. А перенесите его на Борщаговку - он вырастет борщаговским. Перенесите его в культурную среду - он вырастет культурным. Создайте, пожалуйста, в Киеве на Борщаговке культурную среду. А там ужас - ни одного театра, библиотека страшная в двух комнатах, стулья связанные шнурками от ботинок, потому что разваливаются. Тогда у нас и вырастет "борщаговская" нация. Нет, там живут хорошие люди. Но это метафора.

Автор: Елена Павлова
 

Сколько мы вложим средств в культуру, такая у нас будет нация. А зачем нам нация коррупционеров, воров, бандюг, хамов? За что мы тогда воюем? Мы говорим, что мы за Украину. Но Украина - это не просто земля, дома. Когда была война, в Великобритании задумали экономить деньги. Начали срезать средства из разных сфер, по культуре тоже хотели проехать. Но Черчилль тогда сказал: по культуре нельзя. Ради кого мы тогда воюем, для дебилов, которые будут? И они тогда добавили к культуре, а из всех отраслей сняли. Это политик какого уровня был. Таких немного. Мы говорим - Украина, патриотизм. Но Украина - это человек. Она должна быть окультурена, иметь высокие чувства. А какой может вырасти человек в таких условиях? Государство пусть вложит деньги в библиотеку, где должны быть стены из стекла, много света, где бы люди приходили, как в храм. Нет такой библиотеки. Говорят, так люди ж не пойдут. Пойдут. Если она будет стоять там и будет бесплатная. Они потянутся, потому что будет мода. А если некуда идти, негде сесть. Чтобы сесть на Борщаговке, надо на остановке садиться. Что вы хотите, что люди там такие? А каким им быть? Они оборваны, им негде отдохнуть. Почему люди не читают? Сделайте им библиотеки, как во Франции. Там каждый квартал должен иметь библиотеку и театр, иначе не строят. Сквер, чтобы среди роз почитать книгу, посмотреть на цветок, отдохнуть душой. А потом говорят - французы такие расслабленные, хорошие у них условия созданы. Все связано. Так и в моем романе - если Маша живет в хлеву, то она и будет почти животным. Когда попадает в человеческую среду, живет с этим героем и он ее учит культуре - становится человеком. Одевает платье, идет - и она уже красивая женщина. В каждой женщине живет такая Маша. Это такой философский метафорический роман. Я бы не сказал, что он такой ужасный.

Правда ли, что многие читатели после прочтения романа становится вегетарианцами?
- Правда. Роман вышел сначала в Литве. Там треть моих фанов - вегетарианцы. Я даже не думал о них. Мы же так же относимся к животным, как герои к сторам - режем их, едим. Чем больше мяса мы едим, тем больше их, бедных, режут. А что, они не имеют права жить?

А вы тоже вегетарианец?
- Меня часто спрашивают. Мог бы врать. Но после этого романа я очень редко ем мясо. Во-первых, есть мясо каждый день - это вредно. Во-вторых, посмотрите, как убивают животных - ужас. Живых коров бросают в мясорубку. Но мы этого не видим, мы видим уже котлеты. В Индии живут без мяса - и нормально, здоровые люди. Правда, у них кухня такая вкусная, что и не замечаешь. Это многоплановый роман, позволяет думать о разном. А потом - хеппи-энд, в книге все хорошо заканчивается. Возможно, немного голливудский сюжет. Но это в человеческой природе - все наши сказки такие. Сначала ужас, волк съел бабушку, а потом все хорошо. Писатель не должен погружать читателя в депрессию. Этот роман светлый. Но чтобы увидеть этот свет, надо пройти через ужасы.

Сейчас вы читаете новость «"В ушах французов - российская пропаганда. А где украинское радио? Его даже в Украине нет" - Ярослав Мельник». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі