В 39-м сезоне Киевский театр оперы и балета для детей и юношества представляет камерные проекты и готовит ряд премьер. О концепции театра и планы сезона рассказал директор - художественный руководитель театра Петр Качанов.
Как пандемия и карантин повлияли на репертуар театра?
- Пандемия повлияла на театры оперы и балета особенно. Потому что на сцене у нас может быть около 120 артистов одновременно. Прекрасно понимаем, что, согласно нормам, которые нам диктуют Кабинет министров и мировая практика, мы должны сохранять дистанцию, оберегать творческий состав и зрителей. Поэтому репертуар составляем ситуативно. Делаем все возможное, чтобы развести три основных кита оперы - оркестр, хор, балет. К примеру, даем балетные постановки под фонограмму.
В нашей программе есть гала-концерты, которые стараемся делать разнообразными. Пандемия способствовала тому, что многие украинские звездные певцы, работавшие на мировых сценах, как Андрей Бондаренко, Руслана Коваль, Александр Киреев, могут чаще выступать в нашем театре, где они являются солистами.
Также пандемия делает нас более гибкими. Вынуждены отходить от традиционных норм поведения, в том числе и касательно репертуара. Думаю, это будет полезно и для зрителя: он увидит что-то новое, что не увидел бы при других условиях.
На спектакли арт-сцены, на которой до пандемии принимали 122 зрителей, продаем 60 билетов.
Сколько, по условиям карантина, вы можете разместить зрителей и артистов?
- В условиях оранжевой зоны зрителей было ползала, это примерно 220 мест. На сцене у нас может разместиться оркестр в составе около 50 человек. Но мы стараемся музыкантов рассаживать по всей глубине сцены. Просим оркестрантов надевать маски, кроме музыкантов с духовыми инструментами. На спектакли арт-сцены, на которой до пандемии принимали 122 зрителей, продаем 60 билетов.
Ранее успешным считалось представление, на котором был переаншлаг. Сейчас - если заполнены 50% мест. Люди не боятся ходить в рестораны, супермаркеты, потому что это для них жизненно необходимо. А вот культура сегодня не является жизненно необходимой, и лично для меня это немного больно. Многие люди опасаются ходить в театры. Надеюсь, со временем это пройдет.
Каким видите развитие Киевской оперы на Подоле?
- Наша концепция - универсальный театр. Стремимся создать культурное учреждение, не ограниченное консерватизмом или традиционными догмами. В которое утром с ребенком можно пойти на образовательный спектакль "Симфоническая азбука", а вечером с друзьями - на современный балет или оперу. Наша универсальность, в частности, в том, что мы делаем оперу доступной для зрителя. Исполняем ее на украинском, а не на языке оригинала. Есть люди, которые выступают против этого, говоря, что нарушаем каноничность. Считаю, это больше интерес музыкантов и солистов, а не зрителей. Когда зритель приходит на оперу и слышит ее на понятном языке, понимает сюжет и диалоги, он придет и в следующий раз.
Есть в планах сделать программу поэзии. Триптих, где за три дня представить песенную поэзию, лирику и эротику.
Какие новые проекты реализуете в этом сезоне?
- Певец Андрей Бондаренко проводит цикл камерных концертов "Від чуття", это песни и романсы в сопровождении рояля. Начался 24 сентября концертом романсов композитора-романтика Сергея Рахманинова. В октябре планируется концерт музыки французского романтизма. Такие программы будут раз в месяц.
Нашу арт-сцену мы хотим превратить в пространство, где будет звучать не только музыка. Есть в планах в ноябре сделать программу поэзии. Триптих, где за три дня представить песенную поэзию, лирику и эротику.
Над чем работает постановочная группа?
- Совместно с солистом Национальной филармонии Андреем Маслаковым ставим оперу "Волшебная флейта" Моцарта. Ее премьера состоится в студии Национальной музыкальной академии, а затем войдет в наш репертуар. Это будет современная версия с украинским диалогами. Арии останутся на языке оригинала.
Одним из наших направлений является создание украинского культурного продукта. Привлекаем отечественных композиторов. Так Александр Родин написал для нашего театра балет "Аладдин", который мы будем ставить в этом сезоне. Над новым одноактным балетом работает хореограф Артем Шошин, планируем его показать в ноябре-декабре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Из-за карантина не можем играть некоторые произведения Вагнера, Штрауса, Рахманинова, симфонии Чайковского
Театр был одним из инициаторов постановки бродвейского мюзикла, принимавшего участие в Громадськом бюджете Киева. Что это за проект?
- Автор School of Rock - Эндрю Ллойд Веббер. Король мюзиклов и рок-опер, как Jesus Christ Superstar, Cat`s, Phantom Of The Opera и других. Мы хотим сделать наш театр украинским Бродвеем. "Школа рока" - мюзикл, который еще не сошел с мировых сцен. Уникален тем, что создан для публики любого возраста. Не 3-4 номера, а весь мюзикл - сплошной хит. Он очень яркий, там много детей, играющих на музыкальных инструментах - гитарах, барабанах, клавишных, и мы будем таких юных артистов искать. Для Киева это может быть шаг в сторону мировой культуры мюзиклов. Дети, которые сегодня занимаются в музыкальных школах, не имеют возможности участвовать в профессиональных постановках. А мы даем такой шанс.
Проект набрал более 2000 голосов поддержки, ждем решения. Если окажется среди победителей, переведем мюзикл на украинский язык и поставим в следующем году. Готовим контракт по лицензии. Надеюсь, нам предоставят разрешение на 20 показов в течение одного года, с марта 2021-го по март 2022 года. Хотим поставить мюзикл очень профессионально, чтобы он не отличался от бродвейского.
О чем идет речь в спектакле?
- В начале 2000-х был одноименный американский комедийный фильм, по мотивам которого и написан мюзикл. Рассказывает об эпатажном рокере, которого никто не понимал. Он потерял свою группу, от него отказались коллеги. Случайно сосед по квартире предложил герою заменить учителя в обычной школе. Он согласился, хотя не имел знаний и навыков. Вместо того чтобы учить детей математике или химии, создает с ними рок-группу. Они участвуют во взрослом фестивале, где удивляют всех своим выступлением. Это то, что всегда интересно: индивидуальная яркая талантливая личность, отличающаяся от всех. Преуспевает сама и помогает реализоваться другим.
Герои оперы Гаэтано Доницетти Viva la mamma спели на столичном Житнем рынке
Есть ли у вас план Б, если Киев войдет в красную зону и театр будет вынужден закрыться?
Мы будем продолжать проект музыкальных видео "Если ты не идешь в театр - театр приходит к тебе", в котором наши солисты исполняют фрагменты опер на разных столичных локациях. Первыми герои оперы Гаэтано Доницетти Viva la mamma спели на столичном Житнем рынке. В новом ролике Фигаро, персонаж оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Свадьба Фигаро", оказался в одном из вагонов киевского метро и обольщает пассажиров своим пением. Следующей станет интервенция в столицу героев оперы "Богема" Джакомо Пуччини.
К сожалению, не имеем мощного ресурса и профессионального оборудования, чтобы делать онлайн-трансляции. Не хотим делать это некачественно. От плохого продукта до антирекламы - полшага. Надеюсь, если и будет такой период, то недолго.
В октябре Национальная оперетта Украины при поддержке Украинского культурного фонда представляет проект для детей "Первый шаг в большое искусство". Его премьера состоится онлайн на Youtube-канале оперетты. Это серия интерактивных спектаклей, знакомящих детей с миром музыки. В программе - четыре спектакля, которые расскажут о музыкальных традициях разных стран и музыкальных инструментах. Зрители узнают о творчестве известных композиторов, интересные факты и легенды мира музыки.
17 октября спектакль "В ритме Африки" познакомит маленьких зрителей с этническими африканскими музыкальными инструментами - кпанлого, беримбау, калимбой. 18 октября спектакль "Большое Jazz-путешествие" расскажет о развитии джазового искусства. 24 октября "Испанские истории" представят особенности испанского музыкального искусства, а 25 октября "Украина музыкальная" презентует музыкальные сокровища нашей страны.
Комментарии