"Мистер Путин, позвольте мне быть абсолютно четким: мы никогда не отступим. Борьба за права человека должна начаться уже", - такими словами закончил свою речь шведский музыкант, продюсер и писатель Александр Бард на открытии гей-прайда в Стокгольме. Основатель группы "Army of Lovers" раскритиковал шведских политиков и спортивные организации, которые не прекращают сотрудничество с российскими властями, несмотря на нарушения в России прав человека, в частности геев и лесбиянок.
"И вот предложение, построенное полностью на гражданской смелости. Один спортсмен заявил, что на открытие Олимпиады пойдет с мужем за руку и с радужным флагом. Требую, чтобы шведские олимпийцы приняли этот вызов и вели себя так же. Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной - прямо перед мордой диктатора-Путина. Потому что если вы, шведские спортсмены и спортсменки, не сделаете этого - лучше не суйтесь туда и не поддерживайте этот позорный спектакль. Вы должны делать выводы из истории. В 1936 году большинство задушило слабые протесты евреев и геев, приняли Олимпиаду в Берлине как мирного фестиваля. Гитлер получил прекрасную возможность пропагандировать свою позицию. Пожалуйста, давайте не дадим ситуации повториться и дать еще одному диктатору распространять свою безумную власть".
Журнал "Країна" и "Украинская правда. Жизнь" пообщались с Александром Бардом после выступления.
Вы сейчас радикально высказывались о России, призвали бойкотировать спонсоров Олимпийских игр в Сочи. Ожидаете политической реакции на свои заявления?
- На следующей неделе я должен отправить в российское посольство документы. Интересно, получу ли я продления российской визы. Потому что "Army of Lovers" решили отменить концерты в России в этом году. Нам сказали, если Жан-Пьер и я поцелуемся на сцене, мы попадем в тюрьму и вынуждены будем заплатить огромный штраф. Мы не считаем, что это очень весело. Думаю, что Россия движется в опасном направлении. Растет гомофобия.
Почему это сейчас происходит в России?
- Потому что Путин - тиран. Он теряет рычаги влияния. Думаю, Путина шокировало то, сколько людей вышло на антиправительственные протесты. Он был совсем не готов увидеть сотни тысяч граждан на улицах Москвы, которые требуют, чтобы он ушел. Его отчаяние растет и он прибегает ко все более радикальным средств. Считает, что насаждать и поддерживать гомофобию - это одно из стратегических направлений. Не думаю, что Путин сам по себе гомофоб. Он использует гомофобию как способ удержать власть, которая ускользает.
Читали вашу книгу "Нетократия", согласно которой власть в будущем будут иметь не тираны, а нетократы - те, кто влияет на информацию.
- Да, надеюсь и я - нетократ. Я не русский, я не боюсь потерять визу. Могу не попасть в Россию, но могу рискнуть, потому что считаю, что должны это проговорить. Люди в Западной Европе должны понять, насколько в действительности драматична ситуация в России. Поэтому я обсуждал идею бойкотировать Олимпиаду в России. Мы можем уже сегодня бойкотировать продукцию спонсоров - "Самсунг", "Фольсваген", "Панасоник". Потому что если они потеряют рынки, потому что вовлечены в Олимпиады, тогда международное сообщество сразу воспримет Путина за большую проблему.
А бойкотировать российские нефть и газ?
- Это труднее, она идет по трубам. Но бойкотировать Олимпиаду, не купив машину, телефон или стереосистему - то, что мы можем уже сегодня. Брендовые компании очень на это реагируют. Они чувствительны даже к разговорам о бойкотах. Не хотят быть даже ассоциированными с чем-то плохим, тем более с диктаторами. Также призываю шведских атлетов ехать в Сочи и понести радужный флаг на открытии Олимпиады. И всех женщин-спортсменок держать за руки женщин, а мужчин - мужчины.
Вы действительно думаете, что шведы могут это сделать?
- Думаю, шведы могут это сделать. Если этого не сделать, нас могут принять за лицемеров. Потому что шведы очень гордятся своими достижениями в области прав и свобод. Все, даже если вы гетеросексуальные, все равно пойдете на демонстрацию за права геев. И зимняя олимпиада в Сочи - прекрасная на то возможность.
Разве речь идет только о правах геев? Или вообще о человеческих свободах?
- Да, но борьба идет вокруг прав геев. Если Путин попятится в этой битве, он должен сдаться во всех других направлениях нарушений прав человека. Гей-права - это сейчас поле битвы для всех. По ним Путин сейчас бьет больше всего. Если он устранит права геев, следующими будут права евреев, женщин - это диктаторы обычно делают.
В Украине достаточно похожая ситуация. Что можно сделать?
- У вас у власти находятся олигархи. Они не так заинтересованы во власти, как в деньгах. Власть им нужна, чтобы получать деньги. Давайте ударим их по самому больному - по карманам. Именно поэтому я хотел начать бойкот Олимпиады из спонсоров. Если карманы Путина станут пустыми - он будет вынужден пересмотреть свои идеи. В Украине надо бить по карманам олигархов - это место для удара.
Зачем им все эти деньги? Неужели никогда не становится достаточно?
- Компенсационное поведение. Крутой отец, который бил их в детстве. Они очень патетические и очень банальны. Когда ты достигаешь определенного уровня благосостояния - как я например - ты счастлив, что можешь себе позволить что угодно. Большего тогда не нужно. Но если у тебя невротический сдвиг получить все деньги мира - это очень детское поведение. Знаю, что большинство людей били в детстве родители.
Так российская политика - невротическая?
- Очень невротическая, очень садистическая. Здесь все прагматично: надо вести себя с людьми, как с дерьмом, чтобы получить больше власти и еще больше иметь других за дерьмо. Этим Россия мне напоминает Африку.
В чем вы тогда видите проблему Украины?
- В Украине еще очень слабо развитая национальная идентичность, ибо вы долго не имели независимости. Это большая страна, и ее разрывают различные силы - Украина смотрит то на Россию, то на Европу, потому что у нее нет собственного правящего класса, как в Швеции, Германии, или Франции.
У вас также слабый средний класс - есть олигархи и очень бедные люди. А это - очень нестабильная ситуация. Поэтому Украина шатается то в одно направление, то в другое.
Все нужно перестроить. Должно пройти много поколений, пока такая большая страна с 50 миллионами сможет восстановиться после СССР. Поэтому Украина, скорее всего, еще много лет будет нестабильной. Ну, и она беднее России, которая имеет деньги от экспорта газа и нефти.
В группах Vacuum и Bodies Without Organs вы работали с украинкой Мариной Шипченко. В Украине были?
- Да, много раз. Украина лучше, чем Россия. Я люблю Киев больше, чем Москву, это более приятный город. Вместе с Gravitonas и Army of Lovers работаем с Universal Music, у них есть офис как в Москве, так и в Киеве. На самом деле легче поехать в Киев и делать там промо и все остальное, чем летать в Москву. Также в Украине нет проблем с Путиным. Там меня не арестуют, поэтому там нам приятнее.
В интервью вы часто вспоминаете русский поп, но почти не говорите об украинском.
- Хотя часто он лучший. Я знаю многих поп-исполнителей из Украины, которые очень хороши.
Верка Сердючка?
- Конечно! Она очень веселая и хорошая. Он (Андрей Данилко - ред.) плохо говорит на английском. Общались с переводчиком, но он мне как младший брат - очень классный.
Но почему он стал таким популярным в Европе?
- Он смешной и оригинальный.
Вопрос к вам как автора трех книг об интернет-революции. Перед интервью мы обратились к нашим друзьям в Facebook, есть ли вопросы к вам. Пост получил больше лайков, чем комментариев. Вам не кажется, что социальные медиа делают людей ленивыми и просто создают видимость какой-то деятельности?
- На Facebook есть очень много различных видов деятельности. Меня не интересуют ругательства - они очень пассивные. Лента новостей мне кажется скучной. А лучшее, что есть в Facebook - это группы. В них люди могут быть активными, дискутировать. У нас есть такая группа Rainbow Rights на Facebook. И выступал как их представитель во время выступления здесь, потому что это наиболее радикальная гей-организация в Скандинавии. Сейчас у нее 1100 членов. У меня самого на Facebook около 5 тыс друзей - я не могу иметь больше. Поэтому каждый день я игнорирую около 70 запросов о дружбе.
Вы писали о том, что внимание стало новой сверхценностью. Зачем людям все больше и больше внимания сейчас?
- Если у вас есть внимание, вы имеете власть. Ранее тот, кто имел больше денег, имел больше власти. С появлением интернета, у кого больше внимания, то имеет больше влияния - то есть, власти. Собирать внимание значительно интереснее, чем деньги. К тому же, внимание не всегда купишь за деньги.
Вы как-то говорили, что те страны, которые инвестируют в интернет, за 10 лет будут богатыми в мире.
- Изучал отношение между развитием страны и ее инвестициями в расширение широкополосного доступа в Интернет. Чем сильнее этот доступ, тем больше возможности дать хорошее образование гражданам, и тем богаче они будут через 20-30 лет. К концу XIX века в мире были три региона, которые инвестировали в железную - Япония, США и Западная Европа. Впоследствии они и стали богатыми. Состоятельность приходит по инвестициям в инфраструктуру.
Инвестировать в интернет - это шанс для Украины?
- Вам точно стоит это сделать. Литва, например, это уже воплощает. Она является первой в мире страной по инвестициям в расширение доступа к широкополосному Интернету. Думаю, за 30 лет она будет богатой страной.
Вы часто начинаете новые проекты, с легкостью покидая предыдущие. Это такой рецепт успеха, чтобы держаться на волне десятки лет?
- Я люблю воплощать новые идеи. Проект, который уже хорошо работает, может делать кто-то другой без меня. А я переключаюсь на что-то новое и интересное. Так я поступил с Vacuum и с Alcazar.
Как шведской поп-сцене удалось стать одним из мировых лидеров?
- Думаю, речь идет о таланте, любви к поп-музыке и о языке. За последние 30 лет Швеция стала англоязычной страной. Шведские авторы пишут тексты многим певцам, Рианне например. Встречал много музыкантов из Украины и России, которые хотели выйти на международные рынки, но были проблемы с языком. Они говорят и пишут песни на ломаном английском, поэтому не могут резонировать с аудиторией. Надо дойти до состояния, когда вам комфортно говорить на языке той культуры, в которой хотите себя проявить.
В каком направлении движется музыка вообще?
- Я думаю, что в старых суперзвезд будут проблемы. Скоро будет так много исполнителей, так много музыки. Поэтому я думаю, что перестану заниматься музыкой и сосредоточусь на написании книг и исследованиях.
Но вы восстановили "Army of Lоvers".
- Это как то, что вы делаете, когда завершаете карьеру. Но этой осенью будут новинки. Когда я счастлив, пишу грустные песни, а когда печален - пишу веселые. Эти мои песни будут самыми печальными, я очень счастлив сейчас.
Комментарии
138