За четыре десятилетия существования "Звездных войн" другого такого феномена по влиянию на зрителя и поп-культуру не появилось. Они уникальны.
Так считает писатель-фантаст Дмитрий Громов. Рассказал Gazeta.ua об эволюции американской фантастической киносаги "Звездные войны" и ее вкладе в массовую культуру.
Девятый эпизод "Скайуокер. Восхождение" идет в прокате с декабря. Это последний фильм третьей трилогии космической франшизы. Первая вышла в 1977 году.
Почему "Звездные войны" приобрели такую популярность?
- Стали прорывом в кинематографе, и не только фантастическом. Во-первых, были сняты с огромным размахом. Во-вторых, это был интересный синтез научной фантастики и фэнтези. Даже сейчас далеко не в каждой космоопере есть такое сочетание. Иногда ограничиваются научно-техническим антуражем, в котором развиваются межпланетные приключения. Здесь же есть Сила - метафизическая энергия, связывающая все живое в галактике. Это фактически разновидность магии. На экране взлетают звездолеты, стреляют лазерные пистолеты. И тут персонажи усилием мысли перемещают предметы. Это сюжетно увлекательное зрелище с яркими, харизматичными героями, которых воплощают хорошие актеры. До "Звездных войн" это редко бывало в фантастическом кино, особенно в таком развлекательно-приключенческом. Если на антураж и сюжет денег хватало, то на исполнителей главных ролей - далеко не всегда.
Как франшиза повлияла на массовую культуру?
- "Звездные войны" оказали широкомасштабное влияние. Вплоть до того, что есть вполне реальная религия "джедаизм", к последователям которой себя причисляют десятки тысяч людей во всем мире. Фильмы саги цитируют и пародируют. В фанатских тусовках происходят джедайские ролевые игры на местности. Обычно раньше проходили по Толкину или другим фэнтези или историческими событиями. Много косплея - поклонники перевоплощаются в персонажей саги. При упоминании каких-то понятий из "Звездных войн" все друг друга понимают - это уже часть культурного кода.
Почему за почти полвека не появилось другого такого феномена?
- Кто-то должен быть первым, лучшим, самым популярным. Всегда есть кто-то один на вершине, пока ее не займет другой. Пока это "Звездные войны". Рассказывают о важных, вполне понятных и близких людям вещах. Дружба, верность, свобода, борьба с угнетателями, честь, сила воли - удержаться и не перейти не темную сторону. В то же время делают это в увлекательной, интересной и красочной форме.
Вторую трилогию многие не восприняли, особенно на Западе.
- Во второй трилогии (выходила в течение 1999-2005 годов. - Gazeta.ua) уже не было сказочного шарма, как в первой. Но автор истории и режиссер Джордж Лукас с командой постарались. Благодаря усовершенствованной технике съемок, декорациям, спецэффектам, эффекту присутствия - вытянули. По впечатлениям и необычности немного уступает первой трилогии. Но в целом сделана хорошо.
После первой трилогии оставалось много вопросов: откуда появились ситхи и джедаи, как Палпатин стал императором и тому подобное. Лукас постарался ответить. Чтобы это сделать, бесшабашной приключенческой истории уже было недостаточно. Пришлось точнее прорабатывать предысторию, в частности - военные и политические аспекты, межличностные отношения. С одной стороны, на большинство вопросов ответы были даны. С другой, несколько угас дух невероятных галактических приключений.
Какие впечатления от третьего трилогии?
- В третьей трилогии от кинокомпании Disney (в 2012-м приобрела права на франшизу за $4 млрд. В 2015-м возобновила выход лент после десятилетней паузы. - Gazeta.ua) вырос технический уровень. Но дух старых "Звездных войн" немного растеряли. Новые актеры не такие харизматичные, а старые появляются только в эпизодах. Атмосфера чуда, при всем техническом совершенстве и компьютерной графике, несколько поблекла.
Хотя даже технически скачка вперед уже нет. Первые две трилогии были наиболее передовыми фильмами своего времени. Спецэффекты новых лент не впечатлили новизной.
Последний девятый эпизод посмотрел с достаточным удовольствием. Разочарования не было, но и особого восторга - тоже. Хорошо, что завершили историю. Не сделали какой-то подвешенный финал ради кучи продолжений. Конечно, можно прилепить еще какие-то "через 30 лет после событий". Но эта история закончена.
Кроме того, здесь было несколько интересных ходов, даже неожиданных. Фактически главного антагониста Кайло Рена (лидер диктатуры Верховный Порядок, сын пилота Хана Соло и генерала Леи Органа, сестры джедая Люка Скайуокера. Роль исполняет американец Адам Драйвер. - Gazeta.ua) удается в конце перетянуть на светлую сторону Силы. Обычно старались джедаев перетянуть на темную. С тем же Энакином Скайуокером это в свое время удалось, откуда и появился Дарт Вейдер. А здесь редкий случай наоборот. В конце Кайло бьется на светлой стороне. Когда погибает, его реально жаль несмотря на все то, что он натворил. Только сделал шаг в правильном направлении и сразу же погибает. Но перед тем героически спасает главную героиню.
В чем талант Лукаса? Почему ощущения от его работ никто не может повторить?
- Успех предыдущих трилогий повторить не удалось, ибо третья использовала уже готовую вселенную, созданную Лукасом. У него еще была ирония. При всех драматических событиях - противостояние империи и повстанцев, гибель персонажей - режиссер всегда находил место для юмора. Сумел создать масштабную сагу в огромном живописном мире и не перегнул с пафосом и брутальностью войны. Добавил и нормальные человеческие чувства, и шутки. Все это было гармонично объединено. Новые ленты мрачнее и серьезнее.
Глава Disney Боб Айгер в прошлогодних мемуарах написал, что Лукас был разочарован. В каждом из фильмов для него было важно показать новые планеты, истории, персонажей и технологии. А в Disney не было ничего нового и недостаточно визуальных или технологических прорывов.
- Здесь я с Лукасом согласен. Disney особо не развили вселенную "Звездных войн". У них появляются какие-то новые инопланетяне, но немного. Лукас и команда постоянно придумывали новые планеты и технику, невероятное количество существ разных видов. А тут будто все локально. Такого размаха, яркости и разнообразия в новой трилогии нет. Использовали в основном то, что было.
Почему так? Как можно объяснить подход Disney?
- Disney постарались, но не вытянули. Мне кажется, хотели сделать акцент на битвах и спецэффектах, как в других своих картинах. Но при этом потеряли шарм предыдущих эпизодов. Решили, что так будет более интересно и забойно, а получилось уже не то.
Кроме того, Disney подошли к проекту с более коммерческой точки зрения, чем Лукас. Конечно, он тоже хорошо на этом зарабатывал. Большой блокбастер должен приносить прибыль. Но при этом вложил больше души.
Какие основные мысли саги?
- Эта франшиза - прежде всего хорошее приключенческое кино. Но она не пустая. Есть интересные темы, например, баланс Силы. И то, как человек постепенно са приближается к переходу со светлой стороны на темную и не замечает этого. Сначала - из лучших побуждений. Затем - из гнева, мести за погибших родных и друзей. Озлобляется, становится жестокой.
Первая трилогия была об искушении и его преодолении. Вторая - об искушении и его непреодолении. А третья - о вытягивании человека из тьмы, о предоставлении второго шанса.
Не кажется ли, что в новой трилогии больше опоры на ностальгию и фансервис, чем развития?
- Я с этим согласен. Но есть момент, который не то чтобы их оправдывает, а скорее объясняет. Авторы решили, если вытянуть хотя бы часть старых героев и актеров, которые их играли, то это привлечет поклонников. Ставка в целом правильная. В то же время собирались завершить сагу, поставить точку. Вытащили старых персонажей, чтобы все с ними закончить. Приходит новое поколение, окончательно разбирается с императором. Старые герои уходят, новая героиня остается. Начинается новая эра.
Я думаю, это был сознательный замысел. Выехать на популярности, ожиданиях и ностальгии по старым героям и хвостам сюжетных линий. С другой стороны - грамотно все подвязать и сделать четкий финал. Сработало только частично.
Третья трилогия почти во всем слабее обеих предыдущих. И немного искусственно сделана. Кое-что притянуто за уши, например, "воскрешение" императора. Но она была заявлена давно, ее ждали, поэтому необходимо было сделать. На этом стоит закончить. Будут снимать дополнительные истории - но уже не обязательны.
Какой персонаж этой трилогии самый интересный?
- Все менее глубокие, чем хотелось бы. Но с другой стороны, от космических приключений нельзя требовать шекспировских образов. Наиболее прописанная главная героиня. Рей (ученица рыцаря-джедая Люка Скайуокера, последняя надежда антиимперских повстанцев на восстановление мира в галактике. Роль исполняет англичанка Дейзи Ридли. - Gazeta.ua) - это вариация на тему избранного. Жила в трущобах, не знала о глобальных разборках и о том, что обладает Силой. И попадает в хлопоты. Это уже не штамп, а архетип. Неплохой человек, но не герой и не святой. Не имеет представления о своих возможностях и предназначении. В экстремальных обстоятельствах начинает проявлять качества, о которых не подозревал. Не обязательно суперспособности. Смелость, решительность, упорство. А впоследствии понимает: "Если не я, то кто". И идет по пути героя.
Но вот самая сильная динамика изменения характера, острота переживаний - у Кайло Рена. И главное - скачок, радикальный финальный переход с одной стороны конфликта на другую. Он совершил много преступлений. Но его удается вернуть на светлую сторону. Это был самый сильный эпизод и самое удачное решение во всей третьей трилогии.
Какое может быть наследие трилогии Disney?
- Я подозреваю, что новые фильмы довольно быстро забудут даже те, кому они понравились. Кто-то может даже изредка будет пересматривать. Но без того ощущения, как предыдущие трилогии. Эта поставила точку. Зрители посмотрели, кто-то поплевался, кто-то сказал "хорошо" - и собственно все. Большим событием она не станет.
Сага о семье Скайуокеров закончилась. Но не "Звездные войны". Будут ли их снимать и стоит ли это делать - два совершенно разных вопроса. Будут - однозначно. Что-то из этого, наверное, будет достаточно приличное, интересное и стоящее просмотра. Но скорее всего, каких-то прорывов не произойдет.
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 23 января.
$1,034 млрд собрал фильм "Звездные войны: Скайуокер. Восхождение" в мировом прокате. Это самый низкий показатель среди лент третьей трилогии. Седьмой эпизод "Пробуждение силы" 2015 года собрал $2,068 млрд, а восьмой "Последние джедаи" 2017-го - $1,332 млрд.
Общие кассовые сборы франшизы - $10,2 млрд. Это вторая самая успешная киносерия всех времен после К иновселенной Marvel.
По сюжету девятого эпизода, бывший диктатор Палпатин выжил после падения в шахту реактора Звезды смерти более 30 лет назад. Готовит восстановление Галактической империи. Поручает привести к нему Рей - ученицу рыцаря-джедая Люка Скайуокера. Палпатин хочет соблазнить ее на темную сторону. А Рей ищет Палпатина, чтобы остановить его возвращение к власти.
Комментарии