6 августа в столичном Гостином дворе (посередине Контрактовой площади) показали спектакль-перформанс "Работа".
В течение трех недель с людьми разнообразных профессий (йогов, актеров, юристов, информатиков) занимался режиссер театра МГУ и мастер Международного центра самопознания Роман Рабинович. В Центре Леся Курбаса он представил свой курс, который назвал "Школа ччеловека". Здесь соединил театральные традиции Евгения Вахтангова, школу психофизики.
"Истинная игра рождается в тот момент, когда ты непосредственно что-то делаешь", - говорит участница классов Оксана Иванцив. - "Нас учили, что любое действие надо научиться вкушать. Достичь этого можно разными техниками: решать конкретную задачу, использовать дыхание и ритм музыки, четко фиксироваться на какой-то точке, не гнаться за сюжетом, создавать особую архитектуру пространства".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: После смерти Ступки в Украине не осталось достойных актеров - Вертинский
Белая простыня, несколько боковых софитов, выщербленная брусчатка - вот и вся сцена. Зрителям отвели разноцветные карематы и четыре деревянные доски. Но желающих посмотреть спектакль все равно было больше - стояли или приседали возле импровизированной сцены.
"Не пытайтесь понять, что мы делаем" - выступил перед началом режиссер Роман Рабинович. - "Наша цель - дать вам почувствовать что-то живое и настоящее".
Все актеры в черном. Здесь нет главной партии. Все - главные персонажи. Сам режиссер принимает активное участие в спектакле. Есть ее голосом и ритмом. Роман Рабинович указывает, когда правильно поступать мелодии. В музыкальном сопровождении - флейта, гитара и этнические барабаны.
Этюд одного актера сменяется другим под ритмичное щелканье пальцами других участников спектакля. Почти все этюды без слов. Девушка агрессивно чистит зубы в течение нескольких минут. Парень упражняется в единоборстве и у него никак не получается "полет дракона". Любовники играют с простыней.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Оперу "Кармен" поставили в скалах над Мертвым морем
Однако есть доминирующий голос спектакля - режиссерский. Он предоставляет каждому этюду дополнительное эмоциональную окраску. Девушке, которая пытается прорваться через черные мужские спины говорит: "Смелее! Давай! И это все на что ты способна?!". Мужчине в черных очках, который выехал на сцену на черной машине: "У этого своя музыка ...". А над клерком в сером жакете кричит в течение пяти минут: "Ищи деньги! Говори по телефону! И ищи деньги! Ну же! Что ты все выпускаешь из рук! Ищи деньги! Ищи! "Актер даже вспотел от выполнения установок и режиссерского крика.
"Как донести смысл? Как донести? "- озвучивает Роман Рабинович одну из сцен. Приглашает выйти зрителей - попробовать самим сыграть. Одна девушка все же решилась - теперь повторяет за актрисой и режиссером несколько ритмических движений телом. Однако русая зрительница раскраснелась и быстро убежала на свое место.
Спектакль оборвался, а точнее растаял без привычного финала, равно как и без привычного начала, когда актеры начали играть с момента расстановки нескольких декораций - стула и зажигания свечей. А в конце одна из актрис садится посреди сцены и рассказывает свою биографию. Ее уже никто не слушает - актеры скрывают реквизит и буквально вырывают из-под нескольких зрителей карематы, приглашая расходиться домой.
Студенты Евгений и Александр, у которых в конце "забрали" места для сидения поняли не все этюды. А вот Руслана, звукорежиссер по специальности, нашла в некоторых сценах критику самой себя: "Например, то, что каждый из нас имеет свою музыку. Или то, что человек должен себя сдерживать, вливаясь в однотонный ритм жизни".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российский оперный певец лишился главной роли из-за татуировки со свастикой
Многие просто подходил и говорил актерам и режиссеру лаконичное - "спасибо".
"У нас в школе есть такое понятие как "контр дэнс". Когда партнер тебе сопротивляется - играть нечего. А у нас сегодня был конфликт. Настоящий. И то, что мы чувствуем сейчас после спектакля - не хорошо и не плохо. Это просто жизнь", - делится впечатлениями от спектакля режиссер Роман Рабинович. - Мы слишком много думаем. Надо отключить интеллект. Не давайте актеру думать и он станет живым на сцене".
Зритель должен почувствовать данное конкретное состояние актера. Зарядиться эмоцией, его ритмом. Как в одном из этюдов перформанса "Работа": "А вы все еще ищете смысл во всем? Даже когда смотрите на этот танец?"
Сейчас, в планах Романа Рабиновича организовать в Киеве учебную театральную студию, которая продолжила бы серию мастер-классов по школе психофизики.
Комментарии