вторник, 13 июня 2017 15:01

"Сложнее всего было заставить людей стрелять друг в друга" - Светлана Алексиевич о войне на Донбассе

Нобелевская лауретка по литературе 2015 года, белорусская писательница Светлана Алексиевич прочитала в Москве лекцию "Я не хочу писать о войне". Встреча состоялась в театре "Гоголь-центр".

Российская "Новая газета" опубликовала самые интересные фрагменты лекции.

"Когда я была в Афганистане, видела советского солдата - только что он проверял у нас документы, а когда мы вышли из штаба, уже лежал убитым. Не стихией, а другим человеком. Я - абсолютный пацифист. Никто не убедит меня, что человеческая жизнь чему-то равна - это божественный дар. Он дан не для того, чтобы умереть где-нибудь в Донбассе или в Сирии. Вопрос неприятия войны каждый человек должен решить для себя, выйти из этой системы, не участвовать в ней. Думаю, в глазах потомков мы будем выглядеть как варвары, потому что мы так обходимся с человеческой жизнью", - рассказывает Светлана Алексиевич

"Женщины-повара, участвовавшие во Второй мировой, рассказывали, что у них были огромные котлы. Они варили в них кашу и суп на 400-500 человек, а из боя возвращались десять. Люди приходили совсем другими, не понимали, кто они, не могли смотреть другим в глаза. Грань между животным и человеком была практически стерта. Думаю, что это как-то прошло мимо россиян в апофеоз победы. Это победа, которую сложно отличить от поражения.

Автор: Анна Артемьева / «Новая газета»
  Белорусская писательница Светлана Алексиевич читает лекцию"Я не хочу писать о войне" в московском "Гоголь-центре"
Белорусская писательница Светлана Алексиевич читает лекцию"Я не хочу писать о войне" в московском "Гоголь-центре"

Сейчас россияне отброшены почти в Средневековье. Когда я ехала по Москве, видела огромное количество людей. Они хотели увидеть какой-то религиозный обряд. Это форма бегства от того, что происходит сейчас.

Сейчас россияне отброшены почти в Средневековье

В какой-то момент россияне сошли с нормального пути, на который, казалось бы, стали. Так и не сделали шаг в XXI век. Я помню, как в 2000 году ездила в Европу, как там веселились, как говорили, что "наконец Россия с нами". Потому что мир был парализован страхом атомного противостояния. Россияне должны понять, как снова стали людьми войны, почему забыли то, что рассказывали им родители.

Для книги "У войны не женское лицо" одна женщина рассказывала мне историю: когда объявили о конце войны, они с сослуживцами расстреляли весь боевой комплект оружия - снаряды, патроны, все до одного. На следующий день в эту часть приехала комиссия, попыталась в чем кого-то обвинить, все искренне удивлялись, а зачем все это? Людям казалось, что после таких слез, после таких страданий война уже никогда не может произойти. Но с российского телевидения снова звучат угрозы - кого-то "в радиоактивный пепел".

Многие женщины, которые прошли войну, говорили, что победа - это не то, о чем нужно говорить и вспоминать. Говорить и вспоминать нужно об опыте, как быть человеком, как убивать. Я недавно видела по телевидению, как под духовой оркестр солдат отправляют на Донбасс. Думаю, что сегодня герой - это тот, кто не стреляет.

С российского телевидения снова звучат угрозы - кого-то "в радиоактивный пепел

В своих книгах я пытаюсь рассказывать о людях, которые смотрят на события с разных сторон. Одной войну видела летчица, другой - вот эта женщина, которая была в рукопашной, третьей - например, пулеметчица. Но все они потом говорили: главное - не встретиться глазами с тем, у кого стреляешь. Потому что война требует бездумья, только так можно убивать. Полковник ГРУ Игорь Гиркин говорил, что на Донбассе в течение первой недели сложнее всего было заставить людей стрелять друг в друга. Потому что для этого нужно по мирному времени сделать шаг куда-то туда, где дают медали за то, за что обычно сажают в тюрьму. И сначала люди делали это неохотно, по принуждению".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нобелевскую лауреатку Алексиевич похоронили заживо

Белорусская писательница Светлана Алексиевич родилась в Ивано-Франковске. Ее мать - украинка. Первая книга "Я уехал из деревни" состояла из монологов людей, покинувших родные места по указанию властей. Готовый ее набор рассыпали в типографии. В 1983 году написала книгу "У войны не женское лицо". Два года издательства отказывались ее печатать. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме, развенчании героического образа советской женщины. В 1988-м побывала в Афганистане. До этого четыре года ездила по СССР, общалась с матерями погибших воинов-афганцев. За книгу "Цинковые мальчики" над писательницей организовали суд по иску редакции военных и коммунистических газет. В 1997-м вышла "Чернобыльская молитва", а в 2013 году - "Время sеcond-hand".

В 2015 году получила Нобелевскую премию по литературе. "За ее полифонические произведения, памятник страданию и храбрости в наше время", - отметил Нобелевский комитет.

Сейчас вы читаете новость «"Сложнее всего было заставить людей стрелять друг в друга" - Светлана Алексиевич о войне на Донбассе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі