Редко какая картина украинских кинематографистов попадает на Московский международный кинофестиваль, не говоря уже о Берлине, Венеции или Каннах. В этом году в программу ММКФ включили фильм Киры Муратовой, которую, как и Романа Балаяна, здесь, в Москве, многие еще из советских времен считают российскими режиссерами.
И в этом, пожалуй, трудно обвинить Киру Георгиевну или Романа Гургеновича (последний, к слову, настаивает на том, что он – украинский кинорежиссер армянского происхождения). Если в стране нет развитого кинематографического производства, то, значит, нет в ней и кинорежиссеров. А тех, кто иногда снимает что-то более-менее приличное и интересное за пределами Украины, из-за ее, Нэньки, равнодушия к своим детям и бесхозности разбирают по своим домам соседи.
"Вечное возвращение" Киры Муратовой включили в престижную программу ММКФ "8 1\2 фильмов", в которую входят картины то ли уже известных режиссеров, то ли не очень известных, но привлекших внимание кинокритиков или жюри на других кинофестивалях. Почему украинский фильм не попал в основной конкурс? Могу предположить, что этого не случилось, например, из-за ничтожно малых шансов взять хоть какой-то приз. Для Муратовой, гордо несущей звание живого классика советского кинематографа, быть неоцененной международным жюри нехорошо. Четыре года назад ее картина "Мелодия для шарманки" побывала на 31-ом ММКФ, но получила лишь призы Международной федерации кинопрессы и Международной федерации киноклубов. Это, конечно, лучше, чем ничего, но решение жюри, которое "Мелодию для шарманки" не оценило, выглядело бы более авторитетно и престижно.
Поскольку "Вечное возвращение" (продюсером, как и в "Мелодии…", выступил Олег Кохан), показывали в небольшом зале главной фестивальной площадки, и только один раз, то перед началом сеанса в фойе был небольшой ажиотаж. Это тоже сыграло на репутацию "российского режиссера", проживающего в Одессе, потому что в большом зале желающие посмотреть эксперименты классика просто растворились бы. Второй же показ пройдет в Доме кино в рамках программы Российского кино, что лишний раз подтверждает неукраинский статус Муратовой.
То ли для того, чтобы интриговать публику, которая долго не может понять смысл происходящего на экране, то ли по недоразумению, из названия фильма выпало слово "кастинг" (в Википедии последняя работа Муратовой называется "Вечное возвращение. Кастинг"). Недоумение вызывает то, что одни и те же сцены проигрываются здесь разными актерами. Только лишь ближе к середине фильма нам дают понять, что все повторяющиеся маленькие сюжеты – это лишь показанные потенциальному инвестору дубли кинопроб, сделанных погибшим кинорежиссером. К концу почти двухчасового фильма, кажется, даже зрители могли бы принять участие в кастинге, настолько въелся в память диалог мужчины и женщины, бывших однокурсников, обсуждающих вечно насущный вопрос: что же делать, если одновременно любишь и жену, и любовницу? Вокруг него и стебается Кира Георгиевна, как это ей и свойственно представляя своих героев глупыми и, по преимуществу, неприятными типами.
Любопытно, что в рекламных фестивальных материалах вспоминаются, главным образом, имена известных московских актеров – Олег Табаков, Алла Демидова, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий. Имена украинских исполнителей исчерпываются упоминанием о Георгии Делиеве и Наталье Бузько, хотя не меньшую актерскую лепту в картину внес и Виталий Линецкий.
Открылся же 35-й ММКФ фильмом Марка Форстера "Войной миров Z". По этому случаю в Москву вместе с дочками приехал Бред Питт, который охотно позировал фотографам на красной дорожке и щедро раздавал автографы всем, кто мог до него дотянуться. "То, чем открывается сегодня фестиваль, это настоящий взрыв" – пообещал он публике, когда вышел на сцену перед началом картины. Как оценит картину зритель? – покажет время, "Война миров Z" в конце июня выходит в прокат. Что касается критиков, увидевших картину на пресс-показе за день до открытия кинофестиваля, то они во время просмотра то и дело взрывались скептическом смехом над очередными смелыми фантазиями голливудских киноделов. Лента Марка Форстера может и окажется хорошей для сбора денег. Но международному кинофестивалю, который претендует на звание одного из самых престижных в мире, очередная голливудская лабуда про то, как грядущий апокалипсис предотвращает бравый американский ковбой, она в качестве фильма-открытия чести не делает.
Закроется нынешний ММКФ 29 июня фильмом Ираклия Квирикадзе "Распутин", главную роль в котором сыграл Жерар Депардье . Аккредитованные на кинофестиваль журналисты с нетерпением ждут его приезда в Москву. В этом визите самым интригующим пока остается вопрос: спросит ли кто-то из моих коллег звезду экрана о том, как ему теперь живется в статусе гражданина России и сможет ли Депардье достойно ответить? О самом кино большинство журналистов, когда перед их взором появляется звезда, увы, обычно забывают.
Комментарии