Наиболее приемлемым путем создания Единой православной поместной церкви в Украине является ее формирование на базе Киевского патриархата. Для этого паства и священники обоих патриархатов - Московского и Киевского - должны обратиться к Константинополю за признанием канонического статуса КП.
Об этом в интервью Gazeta.ua рассказала религиозная журналистка Лана Самохвалова.
Как вам быть прихожанкой Московского патриархата и одновременно выступать за его демонтаж?
- Украинская православная церковь больна, насыщена шпионами, но она церковь. Понятно, что в Московском патриархате во все времена были промосковские настроения, но была и украиноментальная паства и клир. Я находила свой круг людей. В моем приходе откровенной пропаганды не было. Пока не начался Майдан. Моим первым потрясением были проповеди протоиерея Андрея Ткачева. Он проклинал паству своей церкви (называл майдановцев одержимыми, насылал болезни, после революции уехал в Московскую область. - ред.). Я ни от одного иерарха не дождалась четкой позиции на стороне украиноцентричных прихожан. Они жили в режиме осторожного выжидания. Дальше – война, и начали поступать сведения о государственных изменах священников Московского патриархата. Я насчитала где-то 15 предателей в рясах. Кое-кто эмигрировал из Украины, по кому-то СБУ возбудила дела. Поняла: как частица паствы должна реагировать. Начала писать письма в митрополию с требованием начать церковные расследования. К этому подталкивали друзья – верующие УПЦ МП с богословским образованием, которые в нужное время делали на Грушевского "коктейли Молотова". Мы хотели видеть публичное осуждение и запрет служить. Обращение к церковным начальникам остались без ответов.
Читайте также: Порошенко обсудил с Варфоломеем единую Поместную церковь
В сообществе сторонников будущей Украинской поместной православной церкви мы видели два пути. Первый - создать еще одну юрисдикцию Константинопольской патриархии, куда перейдет клир и паства УПЦ МП. Второй - паства и священство обеих юрисдикций - МП и КП - просит Константинополь признать Киевский патриархат (до сих пор непризнанный мировым православием. - ред.), на базе которого формируется единая церковь. Второй вариант показался нам наиболее приемлемым.
Московский патриархат настраивает паству против этого, потому что с признанием Киевского они теряют едва ли не единственное "конкурентное преимущество". В Российской православной церкви есть целые отделы для контроля этого процесса. Говорят, из российского посольства почти каждую неделю ходит мужчина в Киево-Печерскую Лавру с разнарядками.
Как противодействуют объединению?
- Как на заре независимости появлялись греко-католические церкви на Галичине? Через Верховную Раду провели закон о поочередном служении в храмах. Край за несколько месяцев стал греко-католическим. Значит, и был таким. Так хотят сделать и с православием - чтобы в селе сначала служил московский священник, а потом киевский. Что говорят известные люди из Лавры? "Ни за что! Киевский патриархат оскверняет престол!" Митрополия Московского патриархата не садится за переговоры. Звонит в Москву. И создает Институт Уполномоченного по вопросам защиты прав верующих и через письмо митрополии официально запрещает поочередное служение и переговоры с КП.
Предыдущий предстоятель (Владимир Сабодан умер 2014 года, - ред.) тоже зависел от Москвы, но вокруг него сформировался круг проукраинских священников. Это нивелировало бред о "скверном КП". Слово "раскольники" забывали, церковь шла на сближение. А теперь митрополия продуцирует тезисы: Киевский патриархат - "раскольники", Московский - преследуемые, война на Донбассе - гражданская. Сладкая парочка - нынешний предстоятель церкви блаженнейший Онуфрий и управляющий ее делами митрополит Антоний - ведет церковь на айсберг. По способу мышления напоминают политбюро.
В разных областях люди целыми приходами переподчиняются Киевскому патриархату.
- Предстоятель Киевского патриархата Филарет говорил о 70 таких приходах за полтора года. Если будет по 50 в год, все перейдут за 200 лет. Если же Киевский патриархат признают, процесс ускорится. Но посмотрите, какие шоу делает Москва с каждого перехода! Привозят титушек на приход, который хочет перейти в КП, и создают картинку "гонимой церкви". Говорят о нарушении прав священника даже там, где изменить юрисдикцию хотят 98% прихожан.
Неканоничность Киева - главное, чем московский патриархат держит людей при себе?
- Разным запугивают. Убеждают людей, что "в западничестве спасения нет". Священник говорит: "Купите книжечку про старца". Того старца никто в глаза не видел, но в книге он учит, что единство с Россией - это условие сохранения человечества. Есть и известные, как Зосим - духовник Януковича. Интересно, как он окормлял (духовно заботился, - ред.) Виктора Федоровича, у которого было по меньшей мере две женщины и бесконечные золотые батоны.
В одном большом соборе на Житомирщине людям после литургии дают целовать крест со словами "В Европе нет спасения". Зомбирование настолько далеко зашло, что нужна работа спецслужб.
Начать следует с епископов, на которых есть куча компромата. Иерархов, которые утопают в роскоши и блуде. Их страх перед Европой - это страх касты потерять свои мерседесы. С ними стоит говорить так: "Владыка, мы все о вас знаем. Нарушив монашеские обеты, вы стали слепым поводырем. Вот вам кусок бизнеса и оставьте украинскую церковь".
Читайте также: Владыка Павел построил Лаврскую независимую "республику"
Часть священства не очень хочет в КП, ибо патриарх Филарет имеет славу автократического руководителя. Священники боятся, что объединение повлечет перераспределение, сокращение. Это нормальная человеческая реакция.
Глобально же для Москвы наличие Московской патриархии - это сохранение влияния. Для них дело не в деньгах. На пастве много не заработают. Я не верю, что украинские архиереи платят Москве. Нужным людям она сама проплачивает. Знаю епископов УПЦ МП, которые работали на автокефалию, а через два года "как семь бабок нашептало" стали за "русский мир". Почему? Думаю, им заплатили.
Как с этим бороться?
- Должна быть активная работа Киевского патриархата в регионах на создание мощного движения во главе со священниками. Если бы я была его иерархом, обязательно знала бы имена всех священников УПЦ МП автокефального направления в регионах. Скажем, на праздники посылала бы им Евангелия в кожаных обложках на украинском языке с благословением патриарха Филарета, с охотой встретиться. Много наших священников ищут украиноязычные переводы, потому что готовятся служить на украинском.
Как может помочь государство?
- Никакая автокефалия не добывалась без государства. Нужны все рычаги: дипломатия, информационная кампания, просвещение, представительские расходы. На объединенную церковь нужны средства. Для начала должен быть прозрачный фонд с авторитетным наблюдательным советом. Да и акции требуют затрат. Например, в июне мы планировали поехать в Грецию на Всеправославный собор с пикетом и плакатами "РПЦ – палач Украины". На двух-трех людей деньги есть, а остальных кто повезет? Когда мы создали аккаунт "За единую поместную церковь", то митрополия с ее РПЦ-шными миллионерами Вадимом Новинским (российский олигарх, украинский народный депутат. - ред.), Виктором Вишневецким (миллионер из Донбасса, основатель Союза православных журналистов. - ред.) сразу создали брошюрки и сайты в противовес. Пишут, что в Украине есть поместная церковь — Московский патриархат.
Читайте также: Государство не будет вмешиваться в создание Украинской поместной церкви - Порошенко
А у нас это единичные инициативы. Сейчас вышла брошюрка "Как легально перейти в Киевский патриархат". Знаете, кто дал деньги на ее издание? Воины АТО, которые имеют бизнес. Как продолжение нужны билборды типа "Единая церковь - это единое государство". Надо также, чтобы владельцы каналов дали время просветительским роликам на правах социальной рекламы.
С чего бы должно начать государство?
- Создать неправительственную организацию. Поставить четкие задачи, цели и сроки. В каждом регионе такой центр должен объединять сторонников. Дайте людям маленькие ставки, чтобы они распространяли просветительскую литературу о единстве.
Я бы хотела, чтобы единение и созидание украинской церкви произошло без потрясений. Чтобы пришло новое руководство церкви, и это решение приняли епископы. Чтобы они сказали: "Мы заблуждались. Все православные Украны - наши братья!". Это будет лучше, чем когда патриоты будут гнать эту публику в Россию, что очень не исключено.
К какому сценарию мы ближе?
- Медленное отсоединение от Москвы. Займет десять-двадцать лет.
Каковы настроения в Московском патриархате?
- Иерархи чувствуют себя, как в безопасном оазисе. Будто под защитой российского спецназа. Уверены, что если кто-то на Лавру протянет руку, то сам Путин защитит.
Возможно, хорошо знают ситуацию.
- УПЦ МП оказалась гораздо слабее, чем ожидала Москва. Последняя может неожиданно предложить Украине автокефалию. Отпустить, но оставив себе все монастыри. Этого допустить нельзя. Если Российская православная церковь будет владеть здесь лаврами, то им и ФСБ не надо. Те останутся лабораториями "русскости". Так, в киевском Ионинском монастыре сейчас наместник и половина братии - "русский мир".
В 2008 году Петр Порошенко даровал этому монастырю автобусы "Богдан". Какова сейчас его позиция в религиозном вопросе?
- Его там уже два года не видели. Свечник мне говорит: "У него времени нет сейчас в церковь ходить". А я думаю, он пережил перелом. Петр Алексеевич демонстрирует приверженность поместной церкви. Верю, что его интенции искренние. В последний синод митрополии МП он в обращении призвал делать единую поместную церковь. Правда, я слышала, что его посланцу в Лавре даже не открыли дверь.
В пригороде Львова в 2013 году Московский патриархат почти получил территорию заброшенной военной части. После Євромайдана об этом речь не идет. Такие изменения - повсеместные?
- В Киеве землю для УПЦ МП перестали давать. "Свобода" строго следит, и не только. Юрий Сиротюк (бывший пресс-секретарь ВО "Свобода" - ред.) мне признавался, что они блокируют выделение земли в Киевсовете.
А имеющаяся сейчас недвижимость останется?
- На спорных приходах, где поп явно московский, и община хочет перейти в КП, надо забирать. На основании, что они скомпрометировали себя антиукраинскими делами. Использовали церкви для разжигания межрелигиозной вражды.
Что думаете об общинах греко-католиков, которые появились в последние годы в Запорожской области, Николаевской?
- Исторически это земли православные, но греко-католики выигрывают конкуренцию. Чего стоят еще с начала 90-ых приемы детей с востока на Рождество. Украина наполовину католическая. Западная часть спасла нас от уничтожения. Без нее мы были бы Беларусью. Все три Майдана стояли на плечах греко-католиков. Однако эта церковь не станет родной на восточных территориях. Приходы будут, а в большие епархии - не верю. Тут еще будут разборки по поводу границ и развития, но сейчас мы должны решить текущие проблемы.
У общественности сейчас задача номер один - демонтаж Московской патриархии, потому что это явные враги украинского. Второе - объединение православных в одну церковь. Третье - ее реформа. Меньше предписаний – больше любви. Пост без фанатизма. Скамейки, в конце концов, в храмах поставить. Образования больше. Сейчас только где-не-где служат на украинском языке. Чтобы причаститься, надо такой хронометраж молитв вычитать... Порой такая уж аскеза у православных, но и гордыня при этом. Есть у нас мощный интеллектуальный потенциал, но пока что, по сравнению с греко-католиками, до сих пор с бородами ходим. А в будущем Украина еще покажет миру уникальный образец сосуществования церквей.
Комментарии
3