10 февраля на 88 году жизни скончался академик, директор Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины Мирослав Попович.
- Украинцам нужно научиться одновременно решать три задачи - утверждать независимость, развивать демократию и укреплять благосостояние, - говорил философ Мирослав Попович в интервью журналу "Країна" в октябре 2013 года. Предлагаем вспомнить.
О гражданском обществе в Украине:
"Активно возникают очаги. Люди чувствуют, что за ними - правда, и движутся к сознательной демократии. Лидеры должны помнить: чувство справедливости - это то, на чем может быть выиграна очень большая политическая битва.
Нам трудно найти общенациональный выбор, ориентацию. Только тогда, когда затрагивают фундаментальные ценности - свободу, справедливость - просыпается что-то такое, что может людей сплотить.
Но надеяться на военный конфликт, который нас консолидирует, - наивно. Украинцы перебьют друг друга еще до того, как поймут, в какую сторону стрелять. Мы живем в своем собственном малом мире. Но это не так плохо. Стремление быть хорошим хозяином - национальная черта. Оно не исчезло даже когда нас загнали в колхозы. Хоть люди научились воровать, инстинкт своего остался. Но теперь и отучиться воровать - тяжело".
О разнице между нами и европейцами:
"Европейцу не придет в голову проехать без билета. А для наших, особенно молодых, это кажется таким естественным, что они даже не ставят себе такого вопроса. Другой пример: одна моя приятельница купила во Франции туфли. И показала знакомой француженке. И та говорит: "Что же ты сделала? Приобрела итальянские туфли! Это же наши рабочие места, наша промышленность - французское надо покупать!" Вот этого в украинцах нет. Когда-то было в Галиции, с большим кооперативным движением и лозунгом "Свій до свого по своє". Но на Приднепровье оно почему-то не распространилось.
Важно, чтобы человек в Украине имел свободный выбор и отвечал за свои поступки. Именно недостаток ответственности отделяет нас от европейского образа жизни
Важно, чтобы человек в Украине имел свободный выбор и отвечал за свои поступки. Именно недостаток ответственности отделяет нас от европейского образа жизни.
У европейцев выше самосознание, они объединяются вокруг собственных национальных лозунгов и проектов. Но если украинцев сравнивать с центральноазиатскими странами - Таджикистаном, Узбекистаном, - то будет колоссальная разница в нашу пользу. Украина намного комфортнее для жизни и ближе ментально к Западу. Даже по сравнению с российским средним уровнем. Потому что Москва - это государство в государстве.
Об отношениях с Москвой:
"Отношение россиян к Украине двойственное. С одной стороны, как к собственной мятежной провинции, а с другой - как к чужой, иной стране. Россияне чувствуют: здесь есть немало того, чего сами они не имеют. И сейчас исторический момент - заканчиваются 300 лет наших подчиненных отношений с Москвой. Начинается новая эпоха - как для Украины, так и для украинско-российских отношений. В этом есть что-то величественное".
О русской литературе:
"Серьезная литература возникает только тогда, когда люди имеют какие-то важные болячки. Достоевский или Толстой появляются там, где жизнь становится невыносимой. И не дай Бог нам так мучиться с собственной культурой. Русская велика тем, что создала великую боль, сделала ее неотвратимой для человека. Но это отравило жизнь россиянам - теперь они существовать не могут без этой боли".
Об уровне культуры украинцев:
"Мы до сих пор на водку и пиво тратим несравнимо больше, чем на книги.
Интеллектуальная культура - книги, театры, хорошее кино - в Европе является относительно массовой, и конкурирует с поп-культурой. У нас этого очень мало. Мы слишком озабочены мимолетным и забыли о вечном. Это влияет на общественную мораль. Разговоры о политике - в каждой маршрутке. А где услышать о книгах или театре?
Мы до сих пор на водку и пиво тратим несравнимо больше, чем на книги
Ранее о политике можно было говорить только на кухне - и это превращалось в интеллектуальное творчество. Сегодня такой атмосферы нет, поскольку все стало разрешено. Хочешь кричать - выходи на улицу и кричи. Максимум по морде заработаешь. Чтобы была выше общая культура украинцев, все это должно перетлеть и начать реализовываться в совершенно иной форме. Сейчас накопилось очень много продуктов распада морали. И современному человеку, не только в Украине, придется что-то с этим делать. Он живет с сегодняшнего дня до зарплаты. И не желает заглядывать, что будет через 10 лет.
О счастье и трагизме:
"Вся человеческая жизнь - это жертва. Ибо все смертные. И ощущение смертности дает осознание трагизма бытия. Когда люди просто становятся потребителями и живут в своем маленьком мире, полном малых удовольствий, то трагизма больше. Его забывают, когда есть опасность, но он вылезает, когда появляется спокойствие. Тогда ищут убежища в любимых, в детях, в друзьях. Даже в домашних животных. У меня есть собака. Когда возвращаюсь с работы, то пес радостно встречает и ходит по дому за мной, куда бы я ни подался. Вот такую собаку должен иметь каждый. Иначе наступает то, что Сковорода называл "скука".
Избыток трагедии делает человека тупым
Этот трагизм можно почувствовать и тогда, когда живем хорошо, и тогда, когда плохо. Я помню военнопленных времен немецкой оккупации. Видел, как евреев расстреливают. Тогда не думают ни о чем. Избыток трагедии делает человека тупым. Он бросается на сырую свеклу, что ему дают как еду, вырывает у другого пленного. Нужно найти баланс, чтобы человек мог чувствовать себя счастливым.
О вечных проблемах украинцев:
"Украинскому народу всегда приходилось решать три проблемы. Первая: государственная самостоятельность. За 20 лет мы привыкли к мысли: кто за независимость - хороший, а кто против - плохой. Хотя есть люди, которые ставят на первое место проблему демократии. Помню разговор с диссидентом в 1960-х. Он сказал: "Да плевать я хотел на вашу независимость. Мне нужна свобода!" Затем критически настроенные люди поняли, что перед тем, как говорить о демократии, надо говорить о независимости. Сегодня мы понимаем, что если потеряем независимость, то эти тонкости - кто, где и что взял - не будут играть роли. Вторая проблема - свобода. Потому что можно иметь независимое государство, но вроде того, которое создал Чаушеску в Румынии. Оно очень остро полемизировало с Москвой, однако внутри была диктатура, которую потом прорвало.
Сегодня мы понимаем, что если потеряем независимость, то эти тонкости - кто, где и что взял - не будут играть роли
Наконец, есть проблема куска хлеба. Итак - независимость, демократия и благосостояние. Надо уметь одновременно решать эти три задачи".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы балансируем на грани потери государственности"
О вхождении Украины в Европу и будущее ЕС:
"Здесь я остаюсь оптимистом. Чем больше разнообразие, тем стабильнее система. Вхождение Украины в Европейский дом увеличит его разнообразие и снизит вероятность упадка. Мы принесем много интересного, чего они еще не знают. С другой стороны, немало полезного получим. Но Европа действительно нуждается в свежей крови. Если украинцам удастся сохранить культуру, ценности и при этом использовать свои материальные ресурсы, то мои внуки будут жить гораздо интереснее и содержательнее меня".
Мирослав Попович родился 12 апреля 1930 года в Житомире. В 1953-м окончил философский факультет Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко. В 1959-м - аспирантуру Института философии Академии наук Украины. Защитил кандидатскую диссертацию об иррационализме в современной французской философии. Работал старшим научным сотрудником отдела диалектического материализма. В 1967 становится доктором наук. Работает в Институте философии Академии наук. С 1974 года - профессор. Один из соучредителей Народного руха Украины. С 1992-го член-корреспондент НАН Украины. Президент философского общества Украины. С 2002 года - директор Института философии имени Григория Сковороды. Один из участников инициативной группы "Першого грудня". Главный редактор журнала "Філософська думка".
Владел польским, немецким, английским, французским и чешским языками. Вел кулинарную программу на телевидении.
Мирослава Поповича похоронят 13 февраля в Киеве на Байковом кладбище.
Комментарии
1