Ексклюзивы
понедельник, 04 июня 2018 16:37

Мы до сих пор между 1920-1930-ми: показали фильм об украинском поэте

Мы до сих пор между 1920-1930-ми: показали фильм об украинском поэте
Показали экспериментальный фильм "Господин Никто" о поэте Игоре Калинца Фото: doba.te.ua

На 47-м кинофестивале "Молодость" в рамках внеконкурсной программы "Украинские премьеры" показали экспериментальный фильм "Господин Никто" режиссера Александра Фразе-Фразенко.

Премьера состоялась в Мистецком Арсенале. Показ стал частью программы "Книжного Арсенала", соединив литературное и кинособытия.

Основой для фильма стал один день из жизни львовского поэта и прозаика Игоря Калинца. Поет просыпается, слушает новости по радио. Долго молится. Делает зарядку и завтракает. Гуляет по городу, дает рекомендации молодым писателям, а вечером встречает самого себя. Перебивками служат архивные кадры из выступлений Калинца в университете, на закрытых мероприятиях, концертах и ​​публичных чтениях. В одном из них поэт со сцены сообщает, что должен был состояться концерт, но музыканты уехали на свадьбу. Поэты заняты делами. И чтобы не отменять вечер, он сам будет читать стихи.

Он сидит посередине, наклонен над столом в ореоле света.

"Я когда-то записал свои первые стихи и принес в школу. Учительница сказала, что с ними надо идти к Калинцу. Я его читал в учебниках и не подозревал, что тот еще жив. На лоб глаза полезли, когда узнал, что с ним можно встретиться. Для меня это было как Вергилия увидеть. Поэзию его кабинета в фильме не передать. В помещении Львовской политехники на дверях написано "Игорь Калинец" - это его должность, больше там ничего нет. Дверь находится напротив окна. Он сидит посередине, наклонен над столом в ореоле света. Он почитал и выбросил все лишние слова. С этого все и началось. Ему были важны французские модернисты - Сен-Жон Перс, Поль Элюар. Это ощутимо в его поэзии. Хотя если бы они жили после него, его бы стиль это не изменило. А я вообще имею французские корни. Это нас объединило ", - говорит Александра Фразе-Фразенко.

За участие в диссидентском движении в 1972 году Игорь Калинец был осужден к 6-ти годам заключения строгого режима и к 3-м годам ссылки. Наказание отбывал в Пермских концлагерях вместе с Иваном Светличным, Василием Стусом, Николаем Горбалем и другими. Ссылку отбывал вместе с женой Ириной Стасив-Калинец на Забайкалье, в селе Ундина-Поселье, Балейского района в Читинской области. После возвращения во Львов в 1981 году работал в Львовской научной библиотеке им. Стефаника. С 1987 участвовал в издании самиздатовского журнала "Евшанзелье", впоследствии стал его редактором.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В стране осталось восемь человек: показали первый украинский псевдодокументальный фильм

"Любимая книга детства "Господин Никто" Калинца с иллюстрациями Коха - жуткая сюреалистична история. Перефраз "Рукавички". Он писал ее в ссылке. Имел право отправлять два письма в месяц. Одно писал жене в другой лагерь. А другое - домой, сказку к детям брата. Отправлял по странице в месяц. Каждый раздел заканчивался словами "и вот что из этого вышло". Начинается с того, что зимой мальчик теряет рукавичку. Сорока по радио объявляет "Внимание, потерялась рукавичка. В ней живет никто". Она сделала филологическую ошибку. Правильно было бы сказать, что там никто не живет. К рукавичке прилетает синичка и спрашивает, кто там живет, а оттуда голос - Господин Никто. Она залезает туда погреться. А там места меньше, чем бы там никого не было. Потом приходят другие звери, но места меньше, чем должно быть. Все герои теряют часть своего имени: синичку зовут Ичка. Затем мальчик находит рукавичку и приносит домой. Тогда в доме начинают твориться разные несчастья, которые все спирают на Господина Никто. А мальчик с ним разговаривает. Неизвестный господин ко всем словам добавляет частицу "не": не я, не сделал. Это философия Сартра, экзистенциализм - все то, что Калинец мог читать в ссылке. На удивление, туда книги было проще заказать, чем во Львов. Литература, переводы на русский, журналы были доступны, поэтому процесс развития личности работал на полную. При этом уничтожали тело - с Калинцом сидел политзаключенный, который весил 34 килограмма. Мой фильм играет с этой темой. Никто - когда ты очищен, нигде и везде, и приближаешься к Богу. Этого никогда не произойдет, но приближаться можно всю жизнь. Поэт, который отчаялся, поэтом быть не перестает. В конце он встречает сам себя. Это как у аргентинского прозаика Борхеса - "Бог есть умопостигаемая сфера, центр которой находится везде, а окружность нигде", - говорит режиссер.

Литература, переводы на русский, журналы были доступны, поэтому процесс развития личности работал на полную. При этом уничтожали тело.

До конца показа досидели шесть человек. Сам поэт был на видеосвязи, но из-за технических неполадок слышно было только некоторые слоги, которые он говорил. Одна из присутствующих спросила Александру, не оскорбляет ли ее такое количество зрителей и тех, кто покинул кинопоказ.

"Мои фильмы преимущественно показывают за рубежом. С украинским зрителем сложно. Он не подготовлен и не натренирован. Привык к вылизанному кино и глянцевой картинке. Если взять популярный на Западе сериал "Твин пикс", то увидим огромные паузы. Мировой кинематограф тяготеет к удлинению. Путь вглубь становится возможным. Кино - искусство молодое, и сейчас стремительно взрослеет. Никто бы десяток лет назад, не подумал бы, что Голливуд сможет выдать такие фантастические вещи, как "Бегущий по лезвию 2049" Дени Вильнева или "Мать!" Даррена Аронофски. Украина опаздывает, до сих пор между 1920-1930-ми годами, как говорил один поэт. Когда из зала выходят люди, я не обижаюсь. Рад, что они имеют такую ​​возможность. Когда 17 лет назад Львове провели первый фестиваль JazzBez. Организаторы решили заняться воспитанием слушателя - привить любовь к джазу. Один из способов разрушить "совок" - освободить человека. Слушатели приходили в театр Заньковецкой, полный зал. Выходили Кен Вандермарк, Матс Густафссон и Петер Брёцман. Начинался концерт. Три саксофона - баритон, тенор и альт - играли атональную музыку. Человеческими словами просто визжали. Люди сидели. Просто не знали, что можно выйти, если тебе не нравится. С этим мы понемногу справляемся ", - говорит Александра Фразе-Фразенко.

На 47-му кінофестивалі "Молодість" в рамках програми "Спеціальні події" відбулася українська прем'єра фільму "Остання подорож Леандра" німецького режисера Ніка Бейкер-Монтейса.

Сейчас вы читаете новость «Мы до сих пор между 1920-1930-ми: показали фильм об украинском поэте». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі