"В этом году на "Оскаре" победила политика. Во всех номинациях поддержали три главные темы современного Голливуда и, возможно, всех Соединенных Штатов. Это защита чернокожих, гомосексуалистов и прав женщин. Существует цикличность обострения социальных тем. Влияют политические обстоятельства Америки.
В прошлом году в сети разразился скандал под названием "Оскар такой белый". В список номинантов не попал ни один чернокожий американец. На этот раз эту тему вынесли на первый план. Не очень уместно по отношению к кино. Премия проявила два главных направления американского кино. Оно одновременно развивается как киноискусство и как социальный институт.
Не мог подумать, что "Лунный свет" Барри Дженкинса может взять главный приз - "фильм года". Это киноповесть в трех частях по мотивам пьесы "В лунном свете черные парни кажутся печальными" Терелла Мак-Крени. Рассказывает о взрослении подростка-гомосексуалиста в неблагополучном районе города Майами. Малобюджетная, достаточно искусно снятая лента. Но тематика вызывает беспокойство о состоянии отрасли. Хотя, учитывая активное движение за права гомосексуалистов в Америке, в этом нет ничего удивительного. Последний раз статуэтку за фильм подобной тематики дали "Горбатой горе" в 2005 году.
На главный приз претендовали значительно более сильнее картины. Например, "По соображениям совести" Мела Гибсона. О враче, который не хочет брать оружие в руки во время Второй мировой войны. Находит возможность спасти ближних без него. Помогает выиграть войну, не убивая, а спасая. Это более сильнее тема. Тем не менее, ее проигнорировали.
Приз "за главную роль" в фильме "Манчестер у моря" заслуженно получил Кейси Аффлек. Эту победу актеру предсказывало большинство критиков. Хорошая картина. Некоторые даже были уверены, что она может выиграть победу "за лучший фильм" у главного конкурента - мюзикла "Ла-ла-Ленд". Но "Манчестер" - не "оскаровского" полета. Профессионально и хорошо снят. Но не затрагивает остросоциальных тем. Не может конкурировать с фильмом о притеснениях гомосексуалистов и чернокожих. Получил награду также "за лучший оригинальный сценарий".
Больше всего удивило присуждение "Оскара" в номинации "лучшая женская роль". Присудили Эмме Стоун, сыгравшей в "Ла-Ла-Лэнде". Номинировалась также Натали Портман. Исполнила главную роль в биографической драме "Джеки" о жене убитого президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди. В этой картине Портман превзошла себя. Роль стала ее бенефисом. Сыграла чрезвычайно искусно.
"Лучшим режиссером" стал 32-летний Дэмиен Шазель, автор "Ла-Ла-Ленда". Он - самый молодой режиссер в истории, получивший статуэтку. Его работа вызывает восторг и у критиков, и у простых зрителей. Съемкам предшествовали многомесячные репетиции. Продумывали технику операторской работы. За нее фильм получил отдельную статуэтку. Камера летает по небу, в барах и павильонах. Ленту также заслуженно наградили "за лучшую музыку" Джастина Гурвица и "лучшую песню" - "Город звезд". Всего картина получила шесть статуэток.
Должны понимать, что "Оскар" - не Каннский кинофестиваль, где всплывает что-то новое и ранее не виданное. У него другая цель. Американская киноакадемия дает премии собственным творцам за профессиональное мастерство.
Награду "за лучший фильм на иностранном языке" получила лента "Коммивояжер" иранского режиссера Асгара Фархади. Стоило бы присудить швейцарской драме "Вторая жизнь Уве".
Это замечательный добрый фильм о пожилом авантюристе мистере Уве. После смерти жены находится в отчаянии. Появляются новые соседи, которые начинают донимать. Разрабатывает план, чтобы избавиться от них. В конце концов, привязывается к новой семье. Лента добрая и человечная. Понравилась простым зрителям и критикам. Имела большой успех в швейцарском прокате. Хотя подобные слишком хорошие и правильные фильмы обычно не выбиваются в лидеры. За это его и стоило бы наградить как "лучший иностранный". Выиграла же снова политическая картина. Это обидно, потому что кино - не однодневная, одноразовая, сиюминутная вещь.
В 2012 году Асгар Фархади получил "Оскар" за "Развод Надера и Симин". Фильм "Коммивояжер", который в этом году победил, на ряду с ним якобы второстепенный. Режиссер повторяет свои приемы и сюжетные ходы. Академия фактически второй раз присудила "Оскар" второй серии "Развода".
Фархади - типичный представитель Голливуда в своей стране. Его фигура актуализировалась из-за ограничений президента Дональда Трампа на въезд для граждан Ирана, Ирака, Сирии, Йемена, Судана, Ливии и Сомали. Режиссер решил поддержать сограждан и в знак протеста не приехал на церемонию вручения "Оскара".
Многие представители Голливуда протестуют против политики Трампа. Среди них певица Мадонна и актриса Мерил Стрип. Но граждане Америки и Голливуд - это два разных общества. Первые сами выбрали такого лидера. Академия заранее знала о позиции Асгара Фархади. И все равно выбрала его киноработу. Это тоже своего рода противтрамповское решение".
Ведущим церемонии стал комик и американский телеведущий Джимми Киммел. В течение вечера шутил над Дональдом Трампом. Начал церемонию со слов: "Наше шоу смотрят сегодня более чем в 225 странах мира, которые теперь нас ненавидят...". Затем отметил, что стоит "поблагодарить" Трампа, что теперь уже никто не вспоминает, что всего год назад на "Оскаре" проблемой было то, что темнокожие актеры практически не фигурируют в номинациях премии.
Комментарии