Ексклюзивы
понедельник, 20 марта 2017 18:35

Бывшая артистка Нацоперы рассказала, почему ее уволили

Автор: Gazeta.ua
  Бывшая виолончелистка оркестра, председатель ПВО Свободного профсоюза предпринимателей Вера Корнилова
Бывшая виолончелистка оркестра, председатель ПВО Свободного профсоюза предпринимателей Вера Корнилова

Бывшая виолончелистка оркестра Национальной оперы, председатель ПВО Свободного профсоюза предпринимателей Вера Корнилова рассказала, почему ее уволили. Отказалась подписать предложенное руководством трудовое соглашение. Должна была это сделать в соответствии с законом о контрактной форме работы для работников культуры. Всего уволили 16 работников Нацоперы.

Почему Вы не согласились подписать форму контракта, предложенную руководством?

Контракт должен быть соглашением, выгодным обеим сторонам. Министерство разработало рекомендованную форму контракта. Директора учреждений добавили свои пункты. Чтобы не потерять рычаги влияния на работников.

Например, в контракте, который предложили подписать работникам Киевского театра оперы и балета для детей и юношества появились такие пункты о возможных причинах досрочного увольнения работника: "в связи с утратой доверия от работодателя", "в связи с созданием неблагоприятной атмосферы в коллективе, по мнению работодателя — разжигание конфликтов, подстрекательство других работников и создание конфликтных ситуаций в коллективе", "в связи с непрофессиональным поведением работника и несоблюдение норм профессиональной этики, не осознанием своей морально-профессиональной ответственности".

Руководство обезопасило себя. Под эти пункты можно подвести все, что угодно. А значит - это способ держать работников в постоянном напряжении под угрозой увольнения.

Так им легче на личные нужды осваивать государственные средства. Чтобы артисты не имели возможности задавать лишние вопросы. Они не хотят отказываться от коррупционных схем, в которых привыкли работать. Этот закон помог им зафиксировать свою власть.

Есть информация о том, что этот закон лоббировали руководители учреждений культуры. А именно - директора театров. Когда Ирина Подоляк докладывала депутатам о нем, вспомнила о театральном лобби. Но в хорошем смысле. Якобы происходили общественные обсуждения с художественными работниками театров. На самом деле ничего подобного не было. Знаем только, что директора театров давали депутатам рекомендации — как прописать документ, чтобы больше себя обезопасить. И создать чиновникам неконтролируемый доступ к государственным средствам.

Многие наши коллеги ожидают, что мы сможем повлиять на эту ситуацию. Верховная Рада должна признать, что они утвердили антиконституционный закон, документ-ошибку. Кто-то не сознательно, а кто-то — сознательно.

Рекомендована форма контракта Министерства культуры была однобокой. Предусмотрены условия труда выгодные только руководителям. Например, такой пункт: "Если работник не выполняет своих обязанностей, администрация имеет право расторгнуть с ним контракт. Если администрация не выполняет своих обязанностей, работник также вправе расторгнуть с ним контракт". Каким образом мы должны отстаивать свои права? Как можем требовать от администрации хорошего освещения, нотного материала приличного уровня? Единственный выход, который работникам оставляет эта трудовое соглашение при отсутствии обеспечения базовыми материалами - разорвать контракт.

Когда в сентябре прошлого года начала интересоваться этим законом и предлагаемой формой контракта, мне стало страшно. Поняла, что не смогу согласиться с теми унизительными условиями труда, на которые нас хотят перевести.

Думала, что буду такая одна. Когда узнала, сколько несогласных работников, готовых отстаивать свою позицию в нашем театре, удивилась такому большому количеству. Хотя чиновники и дирекция говорит, что на такое ​​незначительное количество протестующих можно не обращать внимания. 16 уволенных с 585 работников театра - это много. Но это те, кто дошел до конца. В начале сопротивления осенью прошлого года нас было гораздо больше. Доказывать свою правду решились те, кто имеют поддержку в семье в том числе и финансовую.

В чем причина конфликта между руководством и работниками театра, по Вашему мнению?

Подписание контрактов в Национальной опере отложили на последнюю неделю. Генеральный директор Петр Чуприна уверял, что дает нам время дольше поработать на бессрочной форме. На самом деле, таким образом руководство хотело избежать нашего сопротивления. Рассчитывали, что артисты не будут тщательно разбираться в предлагаемой форме контракта. По причине незнания юридических тонкостей и нехватке времени на размышления — вынуждены будут подписать такие трудовые соглашения.

Наше руководство не привыкло что-то согласовывать с нами. Считают, если мы работаем в Национальной опере, нам уже повезло. Должны благодарить и не задавать лишних вопросов. Почему администрация определила для нас именно такой, почти минимальный срок контракта — год и четыре месяца — неизвестно. Законом сроки контракта установлены от одного до трех лет. Возможно решили так потому, что примерно через полтора года завершается действительный контракт директора. Тогда он впервые вынужден будет бороться за свою должность на конкурсной основе. Подстроить сроки истечения контрактов работы других работников - значит обезопасить себя. Если мы будем поддерживать другого кандидата, Петр Чуприна не подпишет с нами контракт на следующие год и четыре месяца.

Пытались найти компромисс относительно формі контракта с руководством?

У двух профсоюзов - нашей Свободных предпринимателей и "Вільної опери" - были разные пути борьбы с несправедливостью. Члены "оперы" решили не подавать свои формы контракта, как мы, а бороться сразу за возвращение на бессрочные трудовые договоры. То есть за отмену закона, который пять юридических учреждений признали антиконституционным. Нарушает закон о праве на труд. А также ряд международных конвенций в этом вопросе. Их подписантом также выступает Украина. Также нарушен закон о профсоюзах и гарантиях их деятельности. Члены профсоюзов должны быть неприкосновенны, чтобы защищать работников от неправомерных решений администрации. В нашем случае пренебрегли этим правом.

От профсоюза Свободных предпринимателей подавали четыре варианта контракта на согласование администрации Нацоперы. Наши варианты были ближе к рекомендованной форме министерством. Однако руководство ни один из них не устроил.

Поскольку в соглашении работник указан как "сторона", имеем столько же прав как другая "сторона" - работодатель. Решили отстаивать свои права и предлагать собственные условия, чтобы прийти к компромиссу. Но наша администрация оказалась в этом не заинтересована. Они проработали рекомендованную форму контракта на свое усмотрение — изъяли определенные пункты, прописанные министерством, добавили свои и передали работникам на подпись без обсуждений. Сняли с себя ответственность за задержку заработной платы. Так же по пунктам об отпусках и других средствах социальной защиты.

Обсудить сложившуюся ситуацию с директором нам удалось только после акции протеста под Министерством культуры в последний день перед вступлением в силу закона — 23 февраля. Два часа стояли под учреждением. Затем на проходной в холле министерства. Только после того, как поднялся неистовый шум и охрана вызвала полицию, нас пропустили. Встретились с заместителем министра Тамарой Мазур, юристами министерства. Присоединился директор и главные специалисты театра. Впервые обсудили сложившуюся ситуацию с работниками. Предложили свой вариант контракта, администрация — свой. Юристы помогли выработать компромиссную форму. Мы во многом уступили. Не хотели доводить дело до суда. Ведь это не только отнимает время, но и стоит денег.

Дирекция предложила создать комиссию, которая бы решала, кто из сотрудников заслуживает продолжения срока контракта. Поскольку документ позволяет пересматривать условия труда с момента вступления в силу. Юрист министерства рекомендовал внести предложение отдельным пунктом в договор. Руководство обещало это сделать. Но, когда после встречи в министерстве мы вернулись в театр, чтобы подписать компромиссный вариант контракта, дирекция вновь переработала его. От идеи с комиссией по продлению срока контракта решили отказаться. На такие условия мы не смогли согласиться. Поздно вечером разошлись по домам. На следующий день 16 работников уволили и больше не пустили на свои рабочие места.

С начала 30 работников театра подавали свою форму контракта. До этого обращались к юристу. 14 из них согласились на форму трудового договора предлагаемую министерством.

Выполнил закон о контрактной форму работы свою задачу?

Закон должен привести работу учреждений культуры в соответствии с европейской практикой. Этого не произошло. Условия работы творческих работников ухудшились, руководители нашли способ обойти его. Дальше продолжают работать на таких же условиях. Если одной из задач закона было очистить коллективы от работников низкого уровня квалификации посредством прохождения конкурса - этого тоже не будет.

Всех непрофессиональных музыкантов в оркестр Национальной оперы "по дружбе" привело руководство. И коллектив не имеет шансов от них избавиться даже по этому закону. Потому что они имеют влиятельных защитников.

Их даже не будут выдвигать на конкурс. Не смогут подтвердить свой уровень. Когда мы играем и я слышу, как кто-то фальшивит, - точно знаю кто это. Даже не нужно поворачивать голову. Хорошо знаю, кто сегодня присутствует. Это друзья нашей дирекции.

По этому закону освободят не работающих на низком уровне. А высококвалифицированных, не согласных с мнением администрации учреждений культуры.

Стимулировать артистов работать лучше закон также не способен. Музыканты, которые хотят поддерживать свой высокий уровень, даже имея стаж работы в 20 лет, и так занимаются на инструменте ежедневно. Куда уж больше работать или интенсивнее? В этой профессии и вообще в области культуры остаются фанатично преданные своей специальности. А другие — которые никогда так тщательно не работали — даже после выхода закона не заработают лучше. Найдут способ так же ничего не делать.

Судебной практики по этому закону еще нет. Открытые судебные дела, но решений в пользу какой-либо из сторон пока суд не вынес.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Из Нацоперы не уволили тех, кого можно шантажировать" - Вячеслав Дедковський

Закон 955-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры" Верховная Рада приняла 28 января прошлого года. Бессрочные трудовые договоры всех работников культуры за год должны быть прерваны. Чтобы заключить новые контракты сроком от одного до трех лет.

На обращение профсоюзов об антиконституционности и несостоятельности документа откликнулась уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская. Сделала конституционное прошение об отмене закона. С 30 января его рассматривает суд. Процесс может длиться до трех лет. Также пять выводов юридических учреждений подтвердили нарушения законом 955-VIII действующих конституционных норм. Четверо уволенных артистов Нацоперы подали в суд.

Сейчас вы читаете новость «Бывшая артистка Нацоперы рассказала, почему ее уволили». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі