После начала полномасштабного вторжения России в Украину в медиапространстве стало чаще встречаться изображение монументальной скульптуры Родина-мать, которая возвышается на склонах Днепра. Сооружение, внутри которого находится Музей истории Украины во Второй мировой войне, стало одним из наиболее узнаваемых медиасимволов защиты Киева и Украины в целом. Скульптуру Родина-мать авторства Василия Бородая создали в 1981-м, она стала первым в мире монументом из стали, изготовленным методом сварки. Высота монументального сооружения – 62 метра, а вместе с постаментом – более ста. Статуя олицетворяет женщину с мечом и щитом, которая триумфально подняла руки.
Долгое время Родина-мать становилась предметом споров. Во время возведения часть киевлян считала, что она не вписывается в городской ландшафт. А с началом процесса декоммунизации идут обсуждения, стоит ли демонтировать со щита советский герб и что должно быть на его месте. В то же время, ряд экспертов утверждает, что демонтаж герба может повредить руку скульптуры. В феврале 2022 года Родина-мать буквально обрела новую жизнь – ее изображения используют в телемарафонах, фотохудожники делают с ней арт-фотографии. Скульптуру изображают как символ обороны Киева и Украины от захватчиков РФ. В сети продолжают распространяться мемы, где спокойно стоящую на страже Киева Родину-мать сравнивают со скульптурой в России – "дикой сталинградской бабой".
Ко Дню Киева Gazeta.ua расспросила специалистов о монументальной скульптуре, которая без сомнения является одним из символов и туристических достопримечательностей столицы. Поговорили об истории создания Родины-матери, о ее актуализации сейчас и о будущем монументального сооружения.
Родина-мать стала проявлением "вольнодумства" скульптора и изобретателей
О загадках создания скульптуры рассказал нам Александр Длигач – украинский инженер-конструктор, автор разработок, изобретатель. Работал над строительством Родины-матери, отвечал за инженерные решения.
Скульптуру должны были возводить по проекту "придворного" московского скульптора
- В советское время был такой "придворный" скульптор Евгений Вучетич (Евгений Вучетич – советский скульптор, автор монументальных памятников, в частности Родины-матери на Мамаевом Кургане в Волгограде – Gazeta.ua). Он задумал на склоне Днепра сделать памятник – установить последний военный мемориал Советского Союза. Его должны были открыть к 35-й годовщине победы над нацизмом – в 1980. Уже на то время было много работ, изображавших ужасы, которые нес с собой фашизм. Когда небольшой городок Герника в Испании был полностью уничтожен бомбардировкой – известный в мире, уважаемый художник Пабло Пикассо создал полотно с тем же названием. Картина стала известна во всех уголках мира. Пикассо выразил протест и все ужасы войны. Люди знали, что такое не должно повториться. Затем последовали бомбардировки Лондона, затем – в августе 1945-го – ядерные атаки на японские города Хиросиму и Нагасаки. У фашизма всегда одни и те же методы, желания и одна и та же ненависть к людям и к жизни. Сегодня беда пришла и в нашу страну – в Рубежное, Мариуполь, которые фашисты тоже уничтожили.
- Тогда же, в 1970-е, считали, что фашизм повержен. Скульптор Вуйчетич представил свои эскизы мемориала. Был в задумке искусственный склон, напоминавший известную картину Верещагина "Апофеоз войны" с горой черепов – киевский монумент должен был состоять из обнаженных тел людей, сплетенных в исступленный "ужас". Когда началась работа над этим проектом – Вучетича не стало. Жена скульптора попросила передать наброски в Москву – для его музея. А потом еще и вытребовала у Украины денег за то, что "воспользовались его авторской разработкой". Несмотря на то, что название условно еще существовало определенное время – никакой уникальной детали этой разработки использовано не было.
Жена скульптора попросила передать наброски в Москву – для его музея. А потом еще и вытребовала у Украины денег за то, что "воспользовались его авторской разработкой"
– Когда умер Вучетич, прежде всего, украинское советское руководство предложило возглавить работу нашему уникальному народному скульптору профессору Василию Захаровичу Бородаю. Был создан авторский коллектив, которым руководил известный в Украине архитектор Виктор Дмитриевич Елизаров. Он автор уже несуществующего памятника Ленину на Бессарабской площади. Виктор Дмитриевич – один из самых светлых людей. Был уникумом, самым интеллигентным человеком, которого я знал. Главный архитектор этого проекта – Фещенко Николай Михайлович – тоже уникальная личность, имел много авторских разработок, я во многих из них и работал как соавтор-конструктор. Основной моей задачей было – чтобы конструкции держались. Благодаря тому, что по первой специальности я строитель, было удобно это делать, имел много авторских архитектурных решений.
- Место для монумента выбрали мы с господином Фещенко – пошли на склон Днепра – туда попала одна из первых авиабомб во время нападения Германии на Советский Союз. На месте нынешнего музея были заросли кустарника, небольших акаций.
Чтобы возвести скульптуру – сносили пороховые склады, почву прошили металлическими сваями
– На месте, где сейчас стоит монумент – были так называемые пороховые склады. Их проектировали еще при Российской империи – Александр Суворов. Позже по его чертежам преемник Кутузов реализовал проект Киевского укрепрайона. Мы с ним сталкиваемся и сегодня – это киевские капониры и круглые башни. Пороховые склады, являвшиеся частью проекта, в те времена были сложены из кирпича. Добывал и производил кирпич Киевский кирпичный завод, который был там, где сегодня заканчивается Большая Васильковская – недалеко от метро Лыбидская. Добыча необходимой глины также проходила рядом с этим местом. В свое время запасы глины там почти закончились – понемногу начала поступать вода, так было создано условно искусственное озеро Глинка (Александр Длигач в свое время просил городские власти передать это место, чтобы создать уникальный жилищный публичный комплекс, в котором внутри было бы облагорожено озеро Глинка. "Разрешения так и не дали. Сейчас там возводят самые обычные дома. А такого сооружения до сих пор нет в мире - которое содержало бы в себе уникальный бассейн, а вокруг этого бассейна были бы многоэтажки", - говорит Александр Длигач - Gazeta.ua).
Добывал и производил кирпич Киевский кирпичный завод, который был там, где сегодня заканчивается Большая Васильковская – недалеко от метро Лыбидская
Для закрепления скульптуры использовали авторское изобретение
– Для того чтобы начать работы на строительной площадке, пороховые склады нужно было снести. Сначала решили бульдозером немного их подвернуть – считали, что они упали бы. Этого не вышло. Тогда вызвали большие бульдозеры. Начали за простенки цеплять тросы – бульдозеры ревут, тросы натянуты – два здания стоят. Тогда вызвали танки с Киевского танкоремонтного завода со снятыми башнями – добавили еще большие тросы. Танки ревут – тросы трещат – здания стоят. В конце концов, решили взорвать их.
Тогда вызвали танки с Киевского танкоремонтного завода со снятыми башнями – добавили еще большие тросы. Танки ревут – тросы трещат – здания стоят
Подрывали очень мощными так называемыми "тихими зарядами" – которые разрывали конструкцию, но не давали сильный взрыв, чтобы не вызвать панику в Киеве. Разрушили. Но вместе с разрушенными сооружениями зданий начал сползать в Днепр сам склон. Он состоит из уникальных лесовых почв. Пока лес без воды – склон крепкий, но при попадании воды – расползается. Чтобы конструкция держалась, я реализовал авторскую разработку – в грунт забили сваи, которые прошили насквозь весь склон и стали условно костяком для музея и, прежде всего, для самой скульптуры.
- Мои мощные сваи – изобретение, зафиксированное первым в мире. Через них были протянуты тросы, выдерживающие по 200 тонн каждый. А на тросы был нанизан большой так называемый опускной колодец диаметром 36 метров и почти такой же высоты. Из него изнутри вытащили всю почву и он просел вниз, таким образом создав надежный фундамент для музея – теперь это коническое гранитное сооружение, его видно под скульптурой. Сама Родина-мать тоже вся пропитана тросовой системой, которая позволяет ей быть динамичной. Я в то время заканчивал биологический факультет университета Шевченко – хотел изучить, как себя конструируют растения. К примеру, дерево склоняется под ветром, а не ломается. Этот принцип заложен и в скульптуру Родина-мать.
Планировали создать другую композицию
– Скульптурные решения Вуйчетича были полностью изменены Василием Бородаем. В том числе и потому, что у нас с Бородаем и Фещенко была другая мечта и другая задумка. Еще раньше хотели создать композицию, которая встречала бы людей, въезжающих в Киев с Левого берега. Недалеко от места, где установили Родину-мать, есть территория, которая выглядит со стороны моста Патона как мощный склон. Разрезает две улицы – одну, которая переходит в бульвар Дружбы народов, а другая поднимается за музеем и становится Старонаводницкой. В нашем воображении склон должен был заканчиваться носом большой ладьи, в котором и был бы музей. А на носу должна была стоять большая скульптура Лыбиди. Но этот проект постоянно откладывался, а тут еще возникла необходимость создать мемориал победы над фашизмом.
В нашем воображении склон должен был заканчиваться носом большой ладьи, в котором и был бы музей
- В мемориале очень мощная не только сама скульптура Родины-матери – создали сильный скульптурный подход к ней. Это большой рассказ, в том числе и о форсировании Днепра. В условно подземном переходе к скульптуре воссозданы и люди, и происходившие события, в том числе и партизанское движение. Все эти элементы скульптурной композиции не могли рассматриваться отдельно. Форсирование Днепра воплотил тоже уникальный наш скульптор Фрид Согоян. За счет всех этих моментов, тех художников, которые это олицетворяли, происходил творческий подъем. Но ЦК КПУ хотело, чтобы это было более статичным. Все время пыталось убрать любую динамику. В том числе и из Родины-матери.
- Однако у Бородая она получилась столь экспрессивной, столь свежей, воссоздавала такую украинку-мать, очень интересную. Которая в порыве, под ветром приветствует тех, кто и с радостью приходит, а кто приходит со злом – встречает мечом и щитом.
Чтобы передать элементы одежды, которые воссоздают порыв, создают впечатление обдувающего скульптуру воздуха – Василия Захаровича даже отправили в Италию смотреть на одежды антиков
Чтобы передать элементы одежды, которые воссоздают порыв, создают впечатление обдувающего скульптуру воздуха – Василия Захаровича даже отправили в Италию смотреть на одежды антиков (античные скульптуры - Gazeta.ua). Оттуда он привез замысел, который мы видим – ровный, без складок условно стилизованный хитон, в который одета Родина-мать. Рукава добавили от украинской вышиванки. За счет того, что меч сократили – вышел у нее как акинак – исторический короткий меч наших предков. А вот герб всегда казался мне никаким.
Лицо Родины-матери меняли
- Я вместе с Василием Бородаем и главным архитектором несколько раз возили модели на улицу Банковую – тогда Орджоникидзе. Модель скульптуры примерно 1,20 м – весила килограммов 80 – мы ее распиливали на четыре части и так везли. На месте собирали скульптуру. Каждый раз все выхолащивалось и выхолащивалось – проявлялось то, что мы подразумевали. Василий Захарович Бородай страдал от постоянных "предложений" что-то изменить в скульптуре. Изменения инициировал в основном некто Титаренко – первый заместитель первого заместителя секретаря ЦК КПУ Щербицкого. Был он такой ярый украинец, в вечной вышиванке, которому не нравилось все новое, во всем искал "антисоветские намеки".
Меня он уже лично знал. В то время я как автор создал первый в мире климатрон в новом ботсаду имени Гришко. Титаренко там поразило, что кристалл самого климатрона воплотил из больших шестиугольников. Господин Титаренко, как и весь Советский Союз, не воспринимал шестиугольники – даже снежинки были на детских елках пятиконечные. Шестиугольник – это Израиль, а Советский Союз не дружил с этой страной. Мое решение взять за модель климатрона кристалл так не понравилось этому Титаренко, что у нас были просто бои. Так что когда он неожиданно для себя увидел меня и в новом проекте – его уже буквально трясло.
Первые "проблемы" начались, когда я предложил ему представить, как 100-метровую скульптуру будут видеть зрители. Человек стоял у макета, не хотел принимать во внимание масштаб – приседал, говорил: "Все видно. Ты придумываешь, как всегда… изобретатель"
Первые "проблемы" начались, когда я предложил ему представить, как 100-метровую скульптуру будут видеть зрители. Человек стоял у макета, не хотел принимать во внимание масштаб – приседал, говорил: "Все видно. Ты придумываешь, как всегда… изобретатель". Тогда я изобрел способ, чтобы показать скульптуру так, как бы увидел муравей, стоя перед макетом. С этого начался мощный скандал: "Что я вижу? Живот, две сиськи и нос?" Тут и начались перемены. Скульптуре, в частности, изменили форму носа. Но это было лишь начало долгих споров о возможности воплотить авторский замысел. В те времена было много "странных" требований. Спорить с системой – было на уровне самоубийства – даже хуже, потому что при самоубийстве человек хотя бы что-то решал сам. В разработках и творчестве это было сложно, практически невозможно.
Родина-мать должна была быть золотистого цвета
- Как только было решено нашими конструкторами, что Родина-мать будет стального цвета, и мы повезли окончательный вариант на Банковую – там возникло новое сопротивление. По задумке, которая была еще у Вучетича, она должна была быть позолоченной. Когда нам еще раз Титаренко об этом напомнил - здесь я уже не выдержал и говорю: "Это будет самовар!" Был крик. Пока мы не сделали новую отливку. Ее в мастерской позолотили. Золотую скульптуру смонтировали и поставили в зале сегодняшнего ОП – Титаренко сам захлебнулся и сказал: "Мы столько потратили денег. Ты не мог мне просто сказать?"
- Одним из основных изменений было то, что скульптура должна была смотреть на Титаренко. То есть на Банковую. Это нигде не было обнародовано – постоянно проводились закрытые совещания, в них принимали участие также министерства военной тематики. Скульптуру должны были оборудовать определенными вещами, изготовить конструкцию таким образом, чтобы не было ни диверсий, ни аварий. Партийное сопротивление преодолели только тогда, когда доказали, что монумент не сможет выдержать сопротивление ветру, если будет стоять спиной к Днепру. Так скульптуру поставили лицом к Левому берегу. На сегодняшний день это уже известные факты, что если разместить скульптуру и сориентировать на карте европейской части – она "радостно" с мечом и щитом встречает Кремль. Мы об этом уже узнали позже. Когда же в Москве осознали, что она смотрит в их сторону – то было уже поздно.
Партийное сопротивление преодолели только тогда, когда доказали, что монумент не сможет выдержать сопротивление ветру, если будет стоять спиной к Днепру
Родина-мать – единственная скульптура, сделанная из стали методом сварки
Об особенностях материала, из которого воплощена скульптура, мы расспросили Юлию Скоробогатько, старшего научного сотрудника, кандидата технических наук Физико-технологического института металлов и сплавов НАН Украины (ФТИМС НАН Украины). Юлия рассказала, что некоторые специалисты Института участвовали в создании сооружения, но основную часть работ, связанных с воплощением скульптуры Родины-матери выполняли специалисты Института электросварки имени Евгения Патона.
– Сначала была идея сделать скульптуру из бронзы и покрыть сусальным золотом. Так, на заводе "Трактородеталь" имени Лепсе была отлита скульптура, но одна из ее частей отвалилась. Поэтому эту идею отвергли, ведь материал должен быть пластичным, а также при своих удивительных габаритах, монумент должен был выглядеть легким и элегантным.
Сначала была идея сделать скульптуру из бронзы и покрыть сусальным золотом
Поэтому решили брать за материал сталь, но нержавеющую, чтобы не пришлось ежегодно перекрашивать сооружение. Этот замысел воплотил в жизнь Киевский завод имени Парижской Коммуны. После длительных экспериментов, было принято решение возводить монумент из листовой нержавеющей стали толщиной 1,5 мм, листы брали размером 50X50 см. Поскольку в то время цельнометаллические скульптуры не делали, то и опыта их создания не было, а потому возникла потребность в самостоятельном решении ряда важных проблем, которые и были успешно реализованы.
- Скульптура Родина-мать – это уникальное цельносварное стальное сооружение, состоящее из трех слоев: основного стального каркаса, вспомогательного каркаса с обшивкой и самой обшивки из полутора-миллиметровой нержавеющей стали, изготовленной из 27 многотонных блоков.
Металлический каркас, изготовленный из стали, а также сталь для будущей скульптуры выплавляли на заводах в Запорожье. Затем на Киевском заводе имени Парижской Коммуны началось изготовление самой конструкции.
На этом же этапе активное участие принимали и работники Института электросварки имени Патона, занимавшиеся облицовкой скульптуры: стальные листы последовательно сваривали в сплошную конструкцию. Впечатляет то, что толщина этих швов не превышала 1,5 миллиметра, а в целом было сделано швов длиной в 30 километров.
Впечатляет то, что толщина этих швов не превышала 1,5 миллиметра, а в целом было сделано швов длиной в 30 километров
Затем на том же Киевском заводе Парижской Коммуны собирались части конструкции – отдельные блоки-секции весом 25-30 тонн и высотой 4 метра. Чтобы не привлекать внимания людей, части скульптуры перевозили ночью. Собирали скульптуру с помощью крана, высотой 102 метра, специально изготовленного для этого. Однако перед открытием мемориального комплекса его не успели разобрать и порезали автогеном. Части этого крана до сих пор находятся на дне Днепра.
- Родина-мать действительно уникальна, поскольку она сделана из нержавеющей стали, а учитывая технические характеристики этого материала - такая конструкция прослужит долго. Скульптура из стали в то время воспринималась необычно, поскольку памятники делали преимущественно из бронзы. Для такой работы требуются специалисты высокого уровня. Известно, что при строительстве очень много рабочих травмировалось, их лечили и возвращали на строительство. В то время качество работы должно было быть на высоком уровне – скульптура была на особом счету, поскольку на открытие должен был приехать генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Если бы скульптура была из бронзы, то она нуждалась бы в большем уходе.
Родина-мать действительно уникальна, поскольку она сделана из нержавеющей стали, а учитывая технические характеристики этого материала - такая конструкция прослужит долго
- Сделать монумент из нержавеющей стали – это прекрасно, хоть и недешево. Известно, что нержавеющая сталь получила широкое распространение в различных отраслях промышленности благодаря своей стойкости к коррозии, механическим повреждениям и действию химически активных соединений. Наличие большого содержания хрома позволяет использовать его в разных отраслях. Для данной конструкции листы должны быть одинаковыми и без всяких повреждений.
Для данной конструкции листы должны быть одинаковыми и без каких-либо повреждений
- Площадку для будущего монумента выбрали символическую – на Печерске. Здесь сыграли роль сразу несколько факторов. Во-первых, именно с Печерска монумент достаточно хорошо виден и каким бы транспортом ни пользовались — автомобилем, поездом, самолетом — обязательно увидим символ столицы. Во-вторых, место историческое и связанное с обороной, так как именно здесь когда-то находилась Старая Печерская крепость. Считают, что меч сократили из-за того, что он был выше креста Киево-Печерской лавры, но это не так. На самом деле его сделали короче из-за технических характеристик – все это было обосновано. Поскольку меч был испытан в аэродинамической трубе, то московскими учеными было установлено, какая высота будет наиболее оптимальной. В результате клинок был сокращен на 4 метра.
Считают, что меч сократили из-за того, что он был выше креста Киево-Печерской лавры, но это не так. На самом деле его сделали короче из-за технических характеристик – все это было обосновано
- На сегодняшний день очень много дискуссий о демонтаже герба со щита скульптуры. Ряд экспертов полагают, что тогда статуя не выдержит и потеряет баланс. Насколько мне известно, техническую консультацию по этому вопросу предоставили специалисты Института электросварки имени Патона. Лично я считаю, что принятие символики из щита это неуважение к нашим предкам, воевавшим в 1941-1945 гг. и победившим нацизм.
Когда-то о декоммунизации хорошо ответил академик НАН Украины Борис Патон. Известно, что в Киеве хотели с моста Патона демонтировать советскую символику, на что Патон сказал: если ее демонтируют, это уже не мост Патона. Если менять что-то в образе Родины-матери, то нужно переосмысливать саму концепцию, а также называть ее по-другому. После победы мы обязательно сделаем свой монумент, который "расскажет" нашу историю.
Если менять что-то в образе Родины-матери, то нужно переосмысливать саму концепцию, а также называть ее по-другому
- Надо отдать должное автору, а именно киевскому скульптору Василию Бородаю. Он полностью изменил концепцию монумента, не сделал так, как его хотели видеть в Москве. Статую он создал из образа знаменитой украинской скульпторки Галины Кальченко, умершей в молодом возрасте от онкологии. Родина-мать сегодня действительно является нашей защитницей. Наверное, еще в те времена знали, от кого нам действительно нужно было защищаться. Да, этот монумент является не только частью города, это символ Киева, потому что когда говоришь о Родине-Матери, то все понимают, что это в Киеве.
Надо отдать должное автору, а именно киевскому скульптору Василию Бородаю. Он полностью изменил концепцию монумента, не сделал так, как его хотели видеть в Москве
Скульптура является одним из основных узнаваемых монументов Киева. Благодаря тому, что сделана из стали, Родина-мать выглядит дорого, как отлитая из серебра, особенно когда смотришь – освещение Киево-Печерской лавры, Родина-Мать – значит все нормально, можно ложиться спать. Прекрасный памятник, сделанный на века, будет защищать не только город, а также Украину. За монументом обычно смотрят, производят работы, следят за сварными конструкциями, поэтому скульптура простоит еще долго.
Сравнение нашего памятника и русского – добавляет осознания ситуации
Историк, Киевовед Василий Михальчук обратил внимание на частое сравнение киевской Родины-Матери с монументом в Волгограде. Считает это положительным.
– Этот монумент сейчас находится в центре внимания. Думаю, важно, во-первых, название – Родина-Мать. Перекликается с патриотическими настроениями защиты своей земли. Эта концепция когда-то была популярна в Советском Союзе. Была целая группа монументов, созданная в 70-80 годах на тему Второй мировой, где активно использовался образ Родины-матери. Все они по-разному смотрятся. Самый большой монумент – в Волгограде. У волгоградской, которая сейчас часто фигурирует в мемах – другое назначение. Она идет в бой, мстит. Она так и задумана – должна устрашать.
Самый большой монумент – в Волгограде. У волгоградской, которая сейчас часто фигурирует в мемах – другое назначение. Она идет в бой, мстит. Она так и задумана – должна устрашать
Это соответствует общей российской риторике последний 20 лет – можем повторить. В Советском Союзе был таков план монументальной пропаганды. Во времена Ельцина в России он запылился, отошел на второй план – но потом его быстро подняли. Поняли, что если не удастся отстроить экономику – нужно влиять на людей образами. Это Родины-матери – огромные монументы. Тема войны, победы для россиян сакрализована, а сейчас превратилась в пошлость.
– Сравнения двух скульптур, которые задумал один скульптор Вучетич – уместны. Они призывают наших людей думать. Победа это важно – но нужно разграничивать победу, какой ценой она досталась Украине и России. Территория Украины, Беларусь – больше всего пострадали. Поэтому жителям именно этих территорий следует рассказывать о победе. Сравнение двух памятников позволяет отойти от показываемых по телевизору или от этого недостатка информации. А так люди обсуждают: "Ого, какая у тех страшная Родина-мать", а чего она такая, а у нас другая". Помним, и наша киевская Родина-мать является объектом мемов – в 2013 году была вся занесена снегом и только меч был наверху. Во время Революции Достоинства, первых вторжений России активно писали статьи о направленности ее меча. Наша Родина-мать соответствует общей логике – если враг приходит на нашу землю – ее есть кому защитить. Спокойно, с взвешенным выражением лица, а не яростью, как у волгоградской скульптуры. Киевская скульптура спокойно и строго подняла меч. Развернута в сторону Левого берега. Более сдержанная, спокойная. Замысел таков, что она стоит на защите или в определенной позе триумфа – символизирует: "Кто придет с мечом – от меча и погибнет". Думаю, там теперь прекрасно впишется не советский герб, а украинский.
Туристический магнит, однако, не должен становиться символом защиты от армии РФ?
Исследовательница памятников советского наследия, куратор Екатерина Липа рассказала, что ей не нравится, когда монумент сравнивают с символом украинской борьбы.
- Когда ее возводили, все смеялись: ги-ги-ги, Родина-мать на Москву показывает, знали, почему ее возводили – для того, чтобы визуально уменьшить Лавру. И она эту функцию выполнила. Щербицкий в очередной раз ехал из Борисполя – посмотрел, что-то у нас здесь одни церкви, что это за фасад советского города. Сейчас только домом прибавилось. Киевская панорама была уничтожена. Она стала туристической достопримечательностью – ее в мире знают. Но это все равно советский символ. А советский герб сложно снять – насколько я это знаю.
Она стала туристической достопримечательностью – ее в мире знают. Но это все равно советский символ
- Сейчас взялись в интернете сравнивать бабу в Сталинграде и нашу - но автор у них один. В советские времена исподтишка смеялись, что "советы" решили Вучетичем пометить путь - Сталинград - Киев и скульптура в Берлине. 8 мая 1949 года, к четвертой годовщине капитуляции нацистской Германии, в берлинском Трептов-парке было открыто одно из самых известных творений Вучетича – памятник воинам Советской Армии, известный также под названием "Воин-освободитель". Монумент имеет высоту 12 метров и вес 70 тонн. Ее немцы называли насильник с жертвой – скульптура изображает советского солдата с мечом и немецкой девочкой.
В советские времена исподтишка смеялись, что "советы" решили Вучетичем пометить путь - Сталинград - Киев и скульптура в Берлине
Родины-матери вписываются в советский нарратив и в нем продолжают находиться. Наш музей войны сменил экспозицию – это больше не советский музей. А с демонтажем герба на стенде скульптуры так все и зашло в тупик. Лично я считываю ее как протягивание советского нарратива. Мне с одной стороны хорошо, когда привлекаются туристы – с другой стороны ловить на советскую "бабу" – не интересно. Она действительно туристическая приманка, но сейчас нельзя давать ей стать символом экзистенциально важной защиты.
Художник Антон Логов создал серию рисунков русско-украинской войны. Родину-Матерь изобразил с трезубцем на щите. Считает, что скульптура стала символом Киева и должна в дальнейшем актуализироваться.
- Родина-мать – это уже символ, связанный именно с Украиной. Это очень просто проверяется – иностранцы, когда приезжают – в первую очередь ходят в музей войны. У них уже известна эта картинка Родины-Матери. Ее знают в Европе, мире. Она ассоциируется именно с Киевом. Возникает в рекламе, в видео – эта скульптура как один из символов Киева. Мы не можем это отвергать – не можем снять, уничтожить. Но и правда, что с этим нужно работать дальше – переосмысливать. К 8 мая была проекция сине-желтая на эту скульптуру. Дальнейшие акции можно и нужно проводить. Для меня это важный образ. Сейчас даже помогает бороться. Это не российский образ – он связан с Киевом, Украиной, с Родиной-матерью именно украинской. Она как Эйфелева башня в Париже, несет определенный смысл", – рассказал художник.
Факты о Родине-матери
- Родина-мать – самая высокая монументальная скульптура Европы и входит в ТОП-5 самых высоких скульптур мира. В одной руке Родина-мать держит 16-метровый меч, а в другой – щит, размеры которого также поражают – 13 метров в высоту и восемь – в ширину.
- Вес всего монумента – 450 тонн.
– В альтернативных проектах в руках скульптура должна была держать оливковую ветвь или младенца.
- Для обслуживания памятника, в нем предусмотрены лифты, один из которых двигается по наклонной.
– Со смотровой площадки на высоте 36 метров можно созерцать Киев. Ранее были открыты верхние смотровые площадки. Но после несчастного случая туристы не допускаются.
- После обретения Независимости было предложено несколько проектов, которые бы сделали Родину-мать "менее советской". Активисты предлагали переделать скульптуру в Архистратига Михаила – однако этот проект не нашел отклика у украинцев.
- Долгое время ведутся обсуждения по замене герба на щите скульптуры – в свое время этот вопрос поднимал Институт национальной памяти. Предложения к демонтажу и замене герба разрабатывал институт Патона.
- На сегодняшний день статуя часто становится объектом инсталляций современных художников. Родину-мать неоднократно пытались "переодеть". В 2014 году активисты осветили Родину-мать цветами украинского флага. В 2015 году активисты ко Дню памяти и примирения, который отмечают 8 мая, надели на голову монумента венок из красных маков. В 2017 году памятник переодели сразу в 14 национальных костюмов. Это было яркое световое шоу в рамках конкурса "Евровидение-2017". Показ попал в Книгу рекордов Украины как "Высший 3D mapping на монументальной скульптуре "Родина-мать". В 2022 году 8 мая Родину-мать снова подсветили цветами украинского флага.
Комментарии