суббота, 12 ноября 2016 18:50

Эксперт рассказала, как сделать своего ребенка счастливым

Автор: Ирина Бреза
 

О самых важных вещах в отношениях между родителями и детьми, родительство в США и развитие детей в Украине рассказала на семинаре-дискуссии в Ужгороде Наталья Серая, врач и психолог, профессор East Carolina University (США).

Об этом пишет zaholovok.com.ua

Американцы не следуют нормам, когда ребенок начнет есть взрослую пищу, сколько должен спать и во сколько недель переворачиваться на бочок?

Демократизация общества готовится с детства, все начинается именно с личности. Стереотипа или рецепта, что и когда должен делать ребенок - в США такого нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Татуировка австралийки защитила дочь от насмешек

Рамки есть, но они гибкие: взрослые не боятся, что дети загрязнятся, возьмут глину руками, будут ходить босиком, играть с тем, с чем "нельзя". Потому что это опыт. "Попробуй!". И это везде.

Общее направление такое, что ребенок - индивидуалист и таким должен идти по жизни. Это как неписаная норма. Научиться принимать решения за себя - большая часть того воспитания. Вопрос на полном серьезе "Чтобы ты ел?", "Чтобы одел?". Всегда дается выбор для ребенка - буквально с двух лет.

Какие положительные моменты удалось увидеть здесь в отношениях родителей и детей?

На набережной, гуляя, слышала порой, как мамы хорошо разговаривают с детьми. Спрашивают, что случилось и внимательно слушают и объясняют детям.

Есть родители, которые понимают, что надо относиться к ребенку, как к личности. Не о политике говорить, конечно, но говорить и объяснять много - о том, как день прошел, о чувствах. Но есть и такие, которые выходят на ту набережную, потому что выходной, надо "показаться", не спрашивая или думая за ребенка, хочет ли он этого. Просто тащат за собой ребенка, злясь, что он в слезах.

Автор: Ирина Бреза
 

Как первый год жизни отражается на будущем ребенка?

Все, что записывается в мозговую формулу "как ко мне относятся/как обо мне беспокоятся" воспроизводится впоследствии в личности и отношении к другим, в дальнейших отношениях, выборе партнера, отцовстве и материнстве.

Исследования идут до того, что то, как развивается беременность, повлияет на дальнейшее развитие маленькой личности. Потому нервная система и мозг развиваются дольше. Пережитые стрессы беременности во время войн, а также другие патологические состояния, хорошо демонстрируют связь с дефицитом активности или гиперактивностью детей, ассоциируются со стрессами материнства.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самые важные принципы разговора с малышом

В то же время понимаем и пластичность мозга. Он может переформатироваться, он очень пластичен, именно в первые 12 месяцев жизни. Надо очень обращать на это внимание! Пластичность мозга - одна из самых изучаемых сегодня тем. Уже в 24-36 месяцев и дальше мозг более "оседлый".

Если мать внимательна и быстро подходит к ребенку, который расплакался, то в таком случае закладывается уверенность, что "мне помогут". Нету перевозбуждения и нейрорецепторы это закладывают как типичную реакцию. Отсюда - доверие к среде, вера, что все будет хорошо, склонность без паники реагировать на стрессы жизни в дальнейшем. Такие дети, находясь в болезни (или стрессе), быстро выходят из него. В отличие от тех, кого оставляют "проплакаться", доводя до перевозбуждения всех центров, закладывая такую же перевозбужденную реакцию на будущее, которую переформатировать будет невозможно.

Такая перегруженная стрессом реакция ведет к низкому порогу восприятия стресса.

Теорий отцовства несколько, к которой склоняетесь вы?

Демократическое родительство - лучшая модель. Ребенок является полноценным членом семьи, как мать и отец. Только создавая демократическую среду обсуждения, можно научить ребенка принимать самостоятельные решения и так же научить отвечать за их последствия. В идеале это лучший вид отцовства, потому что он поддерживает и уважает детскую идентичность. Ребенок знает, что родители в любом случае его/ее любить. Идеальная привязанность закладывается именно в демократическом отцовстве.

Если отношения между родителями и ребенком демократические, то скорее всего они впоследствии перерастают в дружеские. И эта поддержка идет значительно дальше, не только к студенческим годам. Такая схема является гибкой, она со временем переходит в уход за родителями. Потому что наши роли меняются со временем.

А отцовство, которое исключительно контролирующее, очень напоминает то, как выросло целое советское и постсоветское общество, будучи тотально подконтрольным. Это лишает ребенка практики в принятии решений, ответственности.

Может поэтому это одна из проблем, почему нам так трудно найти личности, которые могут мыслить по-другому.

В чем самая большая ценность теории привязанности?

Это наиболее естественно, что может быть: уровень и качество заботы, который мама проявляет к ребенку, понимая потребность ребенка, не отказывая в ней. Влияние мамы со временем уменьшается и потребность в ней тоже. Это должна понимать так же и мама, больше отпускать, позволять делать ошибки и поддерживать, иметь открытое обсуждение всего совершенного с ребенком.

Наибольшая ценность этой связи (если заложена надежная привязанность) в том, что связь, будучи биологически необходимой на ранних стадиях развития ребенка, трансформируется с возрастом и у матери, и у ребенка, превращаясь в многомерный вектор уверенности в себе, успеха (у ребенка), и гордости/радости взрослых детей (у матери).

Формула связи переходит во все другие отношения человека.

Как работает и поддерживается привязанность в американских условиях отсутствия декретов?

Есть разные сценарии. В силу того, что действительно декрета нет и женщина должна выйти на работу через 2 недели после родов, существует отрасль бебиситеров или яслей. Это не няни, а воспитательницы с образованием. Они понимают чувствительность такого раннего возраста. Географически дедушки и бабушки часто живут в разных штатах, это по 5-10 часов езды. Такие отношения, чтобы бабушка помогала, довольно редки. И до старости отношение разное, не каждая бабушка хочет пеленки менять, чаще - поездить, мир увидеть.

Отдавая детей под опеку специалистов, мамы не оставляют один из важнейших элементов - грудное вскармливание. Они сцеживают молоко в то время, когда не могут покормить ребенка сами. Сейчас ГВ очень активно возобновило себя. Если 20 лет назад к этому еще относились весьма скептически и думали, что с развитием технологий кормить грудью никогда не будут, то в последние 10 лет всем стало понятно, что это - самое ценное, что женщина может подарить ребенку. Потому что это здоровье.

На "родительских" сайтах часто появляются статьи о детских кризисах. Как советуете преодолевать их вы?

Каждая стадия развития соответствует возрасту и будет проживаться со своим кризисом. Стоит думать о характере ребенка, его уникальном режиме и замечать, понимать эту цель/или кризис.

12-24 месяцев - кризис и время, когда ребенок уже механически может удалиться от взрослого, столько всего может сделать и не все удается. Замечания от мамы - "ты не можешь это сделать", "посмотри, как ты испачкался" - убивают начала инициативы и задерживают автономию. Захочет ребенок еще что-то делать, если уже знает, что ничего с первого раза не получается? Но у кого получается? Дайте ребенку шанс и время.

Что важно в контексте кризисов для тех, кто посещает детский сад?

Эмоциональная интеллигентность актуальна уже с двух лет, когда строим словарик ребенка. Сколько воспитательниц понимает, что Петя печальный, потому что соскучился по маме? А иногда наоборот еще и наказывают за слезы.

А к этому надо относиться чутко. Объяснить, что все в порядке, это - окей, ты скучаешь по маме, это нормально и хорошо, и она обязательно придет за тобой. И повторять это столько раз, сколько нужно ребенку.

Это напрямую связано со здоровьем ребенка?

Для преодоления проблем со здоровьем следует понимать, почему этот человек выбирает такую реакцию или болезнь, такую своеобразную защиту.

Сегодня создаются отдельные центры, чтобы медики понимали, что детские эмоциональные травмы ведут к риску большого количества болезней, влияя на здоровье на протяжении жизни.

Если бы я сдавала ребенка в садик, то обязательно поинтересовалась бы, знает воспитательница, что мне сейчас "3 года, что у меня соответствующая возрастной кризис и состоит главная задача ухода за мной именно в том, чтобы поддержать инициативу?". Если в возрасте от 3 до 5 лет эту здоровую инициативность не заложить, то в будущем с этим будут серьезные проблемы.

Как правильно родителям придерживаться установленных пределов и ограничений. Может быть допустимым битье "по попе"?

Какими будут последствия "по попе" - зависит от возраста/частоты интервенции "по попе" и от объяснения. Также зависит от того, какова цель. Каждого родителя, который выбирает этот метод, надо спросить: что ты с этого хочешь? Ибо воспитание - это гибкая система, которая должна меняться в зависимости от возраста. Если есть подростковый возраст, то ребенок будет хотеть вырваться из этого контроля, порвать его. И по попе здесь уже не дашь, не сработает.

Если же ты хочешь заменить наказание другими формами, то уже хорошо известно, что другие формы отлично работают. Но надо все объяснить - вел себя не так, значит - не будешь играть с любимой игрушкой. Поведение и последствия именно так связываются очень хорошо.

Альтернатива физическому наказанию существует и является атрибутом демократического родительства. В каждом возрасте найдутся формы альтернативного наказания, но главное - это понимание, что ты был предписан, иначе этот урок остается неизученным.

Как быть родителям, которые сами испытывают недостаток родительской любви, имеют определенные травмы глубоко в детских воспоминаниях?

Обычно мы повторяем подсознательно то, что с нами делали. Или приходим к тому шагу, к пониманию, что хотим быть иные, или повторяем за своими родителями шлепки, контроль. Но это не та забота, которая необходима ребенку.

Те, кто интуитивно понимают это, начинают читать, анализировать. Рефлекторное "куда я иду и чего я так делаю?" - очень важно для родителей. Потому формула, которую мы получили от своих родителей, должна адаптироваться к новому времени и требованиям. К своим детям я не могу ставить те требования, которые относились ко мне. Потому что сейчас совсем другое время и другие требования.

Что основное надо помнить, чтобы не навредить своему ребенку?

Если родители создадут среду взаимного уважения, любви друг к другу и к ребенку, и это уважение придет потом с конкретными ситуациями, когда ребенок имеет право сказать свое слово и его выслушают, и дадут почувствовать, что уважают, то это будет тот человек, тот ответственный гражданин. Он будет не бояться пробовать новое, экспериментировать и расти. Это главное.

Не сеять страх, что ты иной и это уже что-то тебе запретит. Ты иной и тебе в мире поможет. Ты можешь добиться других успехов.

Что бы вы посоветовали тем, кто убежден, что обучение - в первую очередь?

Если ты уверен, что тебя любят, то не боишься познавать, учиться. Если же мама не поддерживает или критикует много, то ребенок уже в 5 лет не хочет пробовать, потому что "знает", что у нее не получится. Имея такие знания, нам надо сделать соответствующий скачок сознания и думать о материнстве, и как улучшать качество и чувствительность воспитания и образования.

Школа научит наукам, навыкам, музыка и балет разовьют, но каким будет человек с этими танцами и музыкой? Это главный вопрос, которым стоит заниматься.

Радость материнства не всегда всеобъемлющая, иногда материнство встревоженное, иногда бабушки вспоминают опыт еще собственных бабушек и опыт "при царе Горохе". В США дедовских советов нету.

Автор: Ирина Бреза
 

Каков ваш прогноз развития украинских детей, которым сейчас от 0 до 5 лет, учитывая ситуацию в Украине?

Если матери знают, что они делают, то через 20-30 лет дети им поблагодарят за ту материнскую любовь, и те начинания, которые они закладывают в своем материнстве. Впоследствии они смогут счастливо выйти на пенсию и получать удовольствие от своих детей и тех изменений, которые произойдут.

Об изменениях - это очень больно в Украине. Я приезжаю и вижу не так уж и много изменений. В мэрии много людей работают и государственный аппарат продолжает действовать советскими методами. Детям придется все перестраивать и воевать с устаревшими структурами. И тогда они спросят: а почему вы, родители, не сделали это еще тогда? Почему вы адаптировались к тому, что надо было разрушить?

Ученые из Университета Южной Калифорнии выяснили, что рождение ребенка после 35 усиливает когнитивную деятельность и вербальную память.

Сейчас вы читаете новость «Эксперт рассказала, как сделать своего ребенка счастливым». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть