Эволюция "революционного террора" в Украине: от "мусорной люстрации" к отстрелу?

Эти заметки представляют собой расширенный вариант моего статуса на ФБ после расстрела "беркутовцев" юными квази-грабителями автозаправки. Новые подробности происшедшего как будто снимают предположения о целенаправленной охоте "народных мститетелей" на мучителей "майдановцев", однако даже если роковая перестрелка возникла случайно, в ней отражена закономерность изменения стратегии радикализированной части участников Революции Достоинства. Эту трансформацию отражает название данных заметок.

В качестве преамбулы скажу, что находясь в постсоветском пространстве, Украина мучительно ищет выхода из дурного сна внеисторического существования в историю. Евроинтеграция является программной идеологией этого выхода, но которая остается пока на уровне только идеи. Оба Майдана попытались осуществить такой выход на практике, но переломать косную реальность пока не смогли. Реальная же политическая и общественная жизнь в Украине, представляет собой барахтание в совке, в недо-истории, в том пространстве, злокачественные порождения которого расцветают в России и из которого ей судя по всему не выбраться никогда.

Отсутствие исторического измерения означает примат повторения, "вечного возвращения" одного и того же, постоянный театр сплошных дежавю. И одним из таких дежавю является, с моей точки зрения, возвращение революционных практик в противостоянии народа и власти позапрошлого века, суть которых состоит в том, что на репрессии последней, революционеры отвечают точечным террором. Подобные практики неизбежны, когда в обществе полностью разрушены правовые нормы и формы реализации идеи справедливости на институциональном уровне. Иными словами, когда разрушены институциональные скрепы.

И в этом случае мы, несмотря на различие в эпохах, и получаем ситуацию, сравнимую с идеологией и практикой террористов "Народной Воли". Разумеется, такое сравнение может показаться искусственным, слишком отличаются масштабы мощной организации в России и мелкими эпизодами, осуществленными наивными молодыми "кустарями" в нашей стране. Однако здесь речь о некоей тенденции, которая может получить развитие, если стратегия власти не изменится и если не прекратится общая турбулентность, в которую попала украинская государственность. А судя по всему измениться она не может, поскольку агрессивные и абсурдные действия власти служат катализатором этой турбулентности.

В данной ситуации власть сделала, с моей точки зрения, роковую ошибку: вместо того, чтобы в экстремальных условиях опереться на низовые патриотические движения и возглавить их, вместо того, чтобы бросить этим движениям хоть какую-то кость в виде реальных революционных реформ и объединить страну в сопротивлении российской интервенции, она заключила союз с прежними силами против этих движений, она стала заигрывать с оккупантом и вызывать недоумение и консолидированную ненависть патриотов. Она сделала величайшую глупость, пытаясь сформировать "режим" и "диктатуру", продолжать привычную "гражданскую войну" против населения, тогда, когда внешний "враг у ворот".

Всеми этими действиями она превратила общество в перегретый котел, не понимая, что пар этой самой ненависти, этот котел взорвет, причем раньше, чем придворные политтехнологи и аналитики этот взрыв предскажут. Ну, это несколько затянувшаяся преамбула, а теперь я возвращаюсь к росткам того, что может напомнить революционный террор далекого XIX века. (Кстати, в том своем статусе я вспоминал, что большую роль в движениях типа "Народной Воли" сыграли украинцы. Андрей Желябов (в молодости корреспондент М. Драгоманова), Михаил Кибальчич, который изготовлял взрывчатку для бомбистов-цареубийц, Сергей Степняк-Кравчинский (писатель, борец за свободу Италии), убивший шефа жандармов Мезенцева. Было много и фигур помельче, но не могу не вспомнить Андрея Потебню (брата известного лингвиста Александра Потебни), участника польского восстания 1863 года, совершившего покушение на российского наместника в Польше Лидерса. Эти примеры говорят о том, что все эти фигуры были людьми высокой культуры, преданные идее утопической революционной справедливости.

Возвращаясь к нашим реалиям, хочу отметить, что похожие практики низового протеста набирают обороты, причем у большей части населения они вызывают откровенную поддержку и симпатию. Начиная с эпохи Януковича, при котором власть начала беспредельничать и ничем не отличаться от криминальных банд, тема самосуда и суда Линча над властвующими садистами широко обсуждалась в украинском публичном пространстве. Резонансное "врадиевское" дело, дело Павличенко, история с Мазурком – все это вспоминается буквально навскидку, и поддержка общественного мнения всегда была на стороне несчастных потерпевших, которые отомстили обидчикам. И когда люди требовали "Свободу Павличенкам!", они не знали, убивали ли они в реальности судью Зубкова или нет, но если даже и убивали, то в их глазах они поступили правильно и остались героями. По данным соцопроса Центра Разумкова 2012 года каждый пятый украинец считал, что "суд Линча" - единственно возможный способ восстановить правосудие.

В этом контексте вспоминаются популярные фильмы, где герой-одиночка борется с преступными "служителями закона" и вершит свой Суд, "скорый и праведный". Конечно, тут приходят на ум многочисленные голливудские блокбастеры, но мне сейчас вспоминается фильм, популярный во время моей юности, который я смотрел не только в кинотеатрах, но по программе "История зарубежного кино" в театральном институте. Речь идет о фильме "Признание комиссара полиции прокурору республики" режиссера Дамиано Дамиани.

В этом фильме честный комиссар Бонавиа борется с главой мафии Ламунно, которого крышует государство, коррумпированное не менее современной Украины. Понимая, что законными способами он не сможет достать мафиози, Бонавиа вершит свой суд сам, среди бела дня расстреливая преступника. При этом герой понимает, что после этого в тюрьме ему не выжить, но он идет на это во имя справедливости. Наш преподаватель глубокомысленно объяснял идею фильма, который критиковал "буржуазное общество": "Закон бессилен перед беззаконием, потому что сам его творит"! Самое смешное, что он был прав и как будто в воду глядел, то есть, в наше будущее.

В отличие от режима Януковича, где борьба с оборзевшими силовыми структурами выступала в виде точечной формы восстановления справедливости, подобные суды Линча сейчас интерпретируются в качестве продолжения революции, где Террор выступает одним из ее методов. Такой Террор видится в контексте борьбы с Системой, при этом борьбы не просто с политическим, но с метафизическим Злом. И герой голливудского фольклора, Герой-Каратель, Мститель, восстанавливающий Космическую Справедливость, из фильмов перекочевывает в саму украинскую действительность. И юные революционеры-романтики, которые почувствовали себя обманутыми, отождествляют себя с этим Мстителем, который готов сам, как поет Андрей Миронов, "вершить святую месть" ("жик-жик-жик, уноси готовенького", помните?).

И в конце своего поста, я написал следующее: "Уродства действий власти будут порождать аналогичный ответ, часто страшный и кровавый. Такие Робин Гуды буду расти, как грибы после дождя".

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

32

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі