"Социальный апартеид" или о том, как власть загоняет украинцев в "гетто"

Когда мы анализируем основные аферы новой украинской власти, когда наблюдаем за стремительной динамикой обеднения населения, когда видим, как глава государствасдает его интересы в противостоянии с врагом и одновременно строит подобие личной диктатуры, когда мы констатируем, что украинский парламент превращается в коррупционную клоаку, то задаемся вопросом: "Какое будущее готовит нам эта власть? И какое место в этом будущем она отводит себе самой"? Разумеется, речь не идет о пропагандистских картинках радужной жизни в 2020 году или скорейшего вступления в Евросоюз, которое нам обещают наши великие "евроинтеграторы". Речь идет о реальных планах правящей верхушки и прежде всего этот вопрос обращен к Петру Порошенко: "Камо грядеши"?

Вопрос к нему инициирован прежде всего потому, что он усиленно повторяет путь Януковича. При этом данный вопрос сопровождает недоумение, потому что все его действия, казалось бы, приближают и финал его предшественника, однако при этом видно, что Порошенко уверен в успехе своего проекта. Уверен, что он счастливо избежит этой судьбы, процарствует как минимум два срока, а дальше – как Бог даст.

Откуда такая уверенность? Примерный ответ лежит в названии этих заметок: "С помощью политики "социального апартеида" украинская власть делает из Украины разновидность гетто и проводит активную политику "геттоизации" самого украинского населения". Уверенность в успехе этого предприятия и придает уверенность действиям Порошенко. Потому что он знает, что жителей гетто можно легко контролировать, поскольку основное качество члена гетто-сообщества – его бессубъектность, сведенность к простому биоматериалу.

Однако здесь вполне резонным будет вопрос: "А возможно сам термин "гетто" - это всего лишь метафора, в лучшем случае. историческая аналогия и потому его применение в данном случае некорректно"? В каком-то смысле, это конечно, метафора, но, к сожалению, имеющая все основания стать реальностью. Ведь что мы знаем о гетто? Когда мы употребляем это слово, мы имеем в виду, в основном, те формы изоляции, которые практиковались к определенным этническим сообществам (например, еврейские гетто во время нацистской оккупации европейских стран, негритянские гетто в США, различные формы этнических гетто в Европе – китайские, арабо-мусульманские). Кроме того, сам термин несет в себе некий негативный смысл, предполагающий сегрегацию этого сообщества. И потому не всякая изоляционистская общность может быть названа "гетто" в этом привычном для нас ругательном смысле. (Например, современная индейская резервация в США таким смыслом не обладает).

Итак, "изоляция" и "сегрегация" - вот основные составляющие "гетто". А теперь, посмотрим, имеют ли место эти составляющие в той политике, которая проводится в отношении населения Украины и того конечного состояния, к которому эта политика должна привести.

1. Минские соглашения превращает само государство "Украина" в большое "гетто". Вряд ли этот момент полностью доходит до разработчиков так называемого "Мирного Плана". Но в реальности Украина на глазах теряет основные черты политической субъектности и семимильными шагами превращается в Зону или абстрактную территорию, контролируемую внешними агентами. Речь идет не только об уменьшении территории, на которой страна обладает суверенитетом (утрата Крыма и части Донбасса), но, прежде всего, о факте ползучей десуверенизации в виде вмешательства во внутренние дела Украины, использование различных инструментов давления для "передела Конституции" в пользу новообразованных криминальных анклавов со стороны консолидированной позиции оси "Брюссель-Москва". "Геттоизация" Украины усиливается и фактом наличия этих анклавов в виде ДНР/

ЛНР, по своей структуре типичных гетто. Эти гетто не только постепенно увеличивают свою территорию, но и пытаются распространить свои "правила общежития" на всю Украину. Обещанные выборы на Донбассе усиленно потворствуют этому сценарию.

2. Предельное обеднение населения, разрушение инфраструктуры обыденной жизни, сведение жизни к элементарному выживанию. Этот критерий действует как в случае еврейских гетто Второй Мировой, современных негритянских гетто, упомянутых ДНР/ЛНР. Сейчас мало кто помнит, что в "Зеркале Недели" в марте 2008 года была напечатана статья под названием "Геттоизация России", которая представляла собой интервью с российским социологом Яковом Гилинским.И в этом интервью эксперт рассказал о последствиях первых двух каденций правления Путина и назвал ее "выстроенной системой социального апартеида", демонстрируя его последствия в виде геттоизации населения: "трущобы", "точки", "корабли" в районах Москвы и Петербурга, малые города, вымирающие села (в которых проживает 60% населения), "гнилые местечки", доставшиеся от советского ВПК, пустеющие российские "севера", многомиллионные города типа Набережные Челны, которым социолог называет "города-гетто".

Если обобщить все эти данные, то можно сделать вывод, что "геттоизация" предполагает не просто обнищание населения, но предельное упрощение всего жизненного уклада, его деградацию до элементарных жизненных форм. (Подобная ситуация является любимым сюжетом голливудских фантастических фильмов о мрачном "пост-апокалиптическом" будущем человечества). Для понимания, что из себя представляет "человек гетто", можно привлечь известную концептуальную метафору Homo Sacer'а, введенную современным итальянским философом Дж. Агамбеном, то есть, человека, сведенного к "голой жизни", к чисто биологическому существованию. Идеальной моделью "геттоизации" является, конечно же концлагерь (что великолепно показано В. Шаламовым), но в принципе, все виды гетто населяют такого рода человеческие существа, лишенные элементарного и обреченные прозябать в его поисках. Приметы гетто – нехватка еды, покинутые дома с разрушенной инфраструктурой, грязь и антисанитария, где грань между цивилизованным бытом и помойкой практически исчезает.

В этом контексте ДНР/ЛНР однозначно соответствует критерию сведения человека к животной форме существования, как основного критерия гетто, и за примерами тут ходить не надо. А что с остальной Украиной? Мы видим, что и здесь "геттоизация" идет катастрофически быстрыми темпами. Усилиями правительства (долларовые аферы, рост цен, снижение зарплат и пенсий) огромные массы людей превращены в нищих. В этих условиях средний класс практически исчезает, пополняя ряды "пауперов". Тарифы и цены на услуги ЖКХ актуализируют опасность неспособности населения заплатить за них, и над ними нависает тень рейдерского захвата квартир и массового сгона голодного населения практически в бараки.

3. Житель гетто как объект неконтролируемого насилия. Эту базовую особенность среды обитания в гетто хорошо иллюстрирует упомянутый термин Homo Sacer, взятый Агамбеном из римского права. Он обозначал лицо, убийство которого не принадлежало к убийству в войне, но и не могло считаться жертвоприношением и потому было ненаказуемым. Жуткие практики таких убийств имели место в еврейских гетто, куда периодически наезжали эсэсовцы и убивали всех, кто попадался под руку. Аналогичные взрывы насилия, ставшие фактом повседневности, мы можем видеть в гетто под названием ДНР/ЛНР, на территории которых "голая жизнь" их обитателей абсолютно в логике Агамбена сосуществует с абсолютным правом на жизнь тех, кто отождествляет себя с Властью.

Негарантированность в гетто фундаментального "права на жизнь" связана необязательно с наличием внешнего врага. Она может проистекать от роста преступности внутри самого гетто, как, например, в американских кварталах, где идет постоянная война банд и где жизнь человека не стоит ничего. Она может быть результатом действий власти, которая "наводит порядок" в гетто откровенно вне-правовым и до-правовым способом. Типичный пример – "эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, которые, как известно, боролись не только с преступниками, но уничтожали бездомных и детей-беспризорников.

В современной Украине такая ситуация имеет место пока только в криминальных республиках Донбасса, однако отдельные аспекты превращения населения, не принадлежащего к т.н. "правящему классу", в категорию лиц Homo Sacer уже давно имеют место. Мажоры, которые могли беспрепятственно давить прохожих на "зебрах" и при этом избегать судебного наказания, бесчинства милиции, которые убивали невинных людей (Врадиевка, убийство студента Индило в милицейском участке). Таких случаев очень много вплоть до расстрела "Небесной сотни", и они у всех на слуху, потому не буду о них много говорить.

Рост преступности в городах Украины – катализатором которого является массовое и обвальное обнищание населения – в ситуации устойчивой тенденции к такому обнищанию и отсутствию механизмов и стратегии ее преодоления, через определенное время может привести к тому, что спальные районы этих городов, включая столицу, по уровню преступности и жизненной деградации смогут приблизиться к черным гетто Филадельфии и фавелам Рио-де-Жанейро. Параллельно идет процесс наступления власти на возможности социального протеста у этой части населения и тех, кто эти протесты поддерживает. В итоге формируется следующий парадокс: "Чем больше расширяется социальная база потенциальных протестов, тем свирепее становится власть в сужении возможностей для таких протестов".

Например, Янукович наивно полагал, что для подавления любого бунта достаточно увеличения числа подразделения "Беркут" и усиления показательной жестокости в такого рода подавлениях. Однако он практически не контролировал СМИ, не вводил цензуру на оппозиционные материалы и проводил лишь избирательные репрессии в отношении знаковых политических оппонентов (прежде всего, против Юлии Тимошенко). Нынешняя власть, пришедшая на гребне Майдана, прекрасно понимает необходимость более системного блокирования возможностей социальных протестов, когда в СМИ вводится откровенная цензура, когда вбрасываются законопроекты, запрещающие митинги, критику власти, неподчинение приказам представителей властей с одновременным наращиванием силовой компоненты возможного подавления бунтов в стиле Януковича, только в больших масштабах. (Показательными "учениями" в этом направлении могут служить массовые избиения участников демонстраций против концертов Анни Лорак летом 2014 года или активистов "финансового майдана" 26 февраля возле НБУ).

Какой же вывод мы можем сделать в контексте тенденции "геттоизации" Украины? С достаточной долей аргументированности можно утверждать, что все большее число людей, погрузившиеся в нищету и жизненную деградацию, начинают приобретать статус жителя гетто, то есть, статус чисто биологического существа, озабоченного физическим выживанием. Одновременно набирает обороты процесс превращения его в Homo Sacer как бесправного объекта действия репрессивного насилия со стороны внешнего агента (власть, преступность, агрессор).

И с моей точки зрения, расчет на успешность этой стратегии и позволяет власти думать, что ей удастся "заморозить" потенциальные протесты, потому что жители гетто атомизированы, распылены и "деполитизированы". Для управления ими у власти имеется гораздо больше инструментов, чем для контроля над самодостаточными индивидуумами и сознательными гражданами. Поэтому, повторяю, власть планирует долго править в своем нынешнем составе именно потому, что использует технологию системной геттоизации, распространение Матрицы "гетто" с территорий криминальных анклавов ДНР/ЛНР на всю территорию Украины, полагая, что системный социальный апартеид сумеет буквально обездвижить население, уничтожить ростки гражданского общества, превратить зарождающийся "демос" в пассивный "охлос".

Вопрос удастся ли ей провести данный химерический план в жизнь остается открытым, потому что этот план может привести не столько к многолетней "заморозке" статус-кво, сколько к глобальной катастрофе украинской государственности, волна которой накроет не только люмпенизированное население, но и самих разработчиков этого проекта.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

11

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі