Мнение в американской аналитической организации Atlantic Council старшего научного сотрудника Стокгольмского форума свободного мира и профессора Джорджтаунского университета Андерса Ослунда
Война Путина - также война за глобальную продовольственную безопасность. В феврале 2022 года Россия заблокировала все черноморские порты Украины, через которые шли все ее экспортные грузы. Порты остаются закрытыми, и никаких перспектив открытий не видно.
Отказ от открытия портов в Одесской области приведет к голоду, дестабилизации и массовой миграции по миру
"Когда такая страна, как Украина, которая выращивает достаточно еды для 400 млн человек, уходит с рынка, это создает рыночную нестабильность, которую наблюдаем. Отказ от открытия портов в Одесской области будет объявлением войны глобальной продовольственной безопасности. Это приведет к голоду, дестабилизации и массовой миграции по миру", - говорит исполнительный директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли.
В последние годы доходы Украины от экспорта товаров и услуг возросли благодаря буму сельскохозяйственного производства и росту цен на сырьевые товары. Они возросли с $124 млрд в 2020 году до рекордных $166 млрд в 2021 году, а ВВП Украины составил $200 млрд. Доля сельского хозяйства в экспортной выручке Украины увеличилась с 26% в 2012 году до 45% в 2020 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Путинский фашистский режим завершится крахом" – американский политолог Александр Мотыль
Россия еще больше усугубила продовольственный кризис, когда разбомбила и сожгла зернохранилища на юге и востоке Украины, похитила сотни тысяч тонн зерна и экспортировала его на своих кораблях, в первую очередь, в союзную Сирию.
Война России с украинским экспортом зерна не должна продолжаться. Коллективному Западу следует открыть черноморские порты Украины, прежде всего крупные в Одессе, чтобы смягчить кризис в странах, страдающих от отсутствия еды, а также дать Украине возможность продать 28 млн тонн зерна, которое лежит у нее на складах.
Украина – мировая житница
До прихода коммунизма Украина была житницей мира. После приватизации сельскохозяйственных земель в 2000 году она снова стала такой. Производство зерна резко возросло, и сейчас Украина сосредоточена на современных зерновых культурах - кукурузе, пшенице, сое, рапсе и подсолнечном масле.
Украина является крупным производителем многих зерновых культур. В 2021 году она произвела 86 млн тонн зерна. В 2019 году произвела 35,9 млн тонн кукурузы. Она была пятым по величине производителем кукурузы после США, Китая, Бразилии и Аргентины, производя 3,1% всей кукурузы в мире. Украина произвела 28,4 млн тонн пшеницы, или 3,7% мирового производства, заняв седьмое место после Китая, Индии, России, США, Франции и Канады.
Роль Украины как экспортера зерна гораздо выше, потому что другие крупные производители, очень большие страны, которые сами потребляют большую часть своей продукции
Роль Украины как экспортера зерна гораздо выше, потому что большинство других крупных производителей - это очень большие страны, такие как Китай, Индия, США, Индонезия и Бразилия, которые сами потребляют большую часть своей продукции. В 2019 году 42% всего мирового экспорта подсолнечного масла приходилось на Украину, а также 16% всего экспорта кукурузы, 8,9% всего экспорта пшеницы и 9,7% всего экспорта ячменя. Из-за быстрого роста сельского хозяйства Украины роль страны как экспортера зерна быстро выросла.
Наибольшее внимание уделяется пшенице, поскольку она имеет решающее значение для снабжения экономически развивающихся стран хлебом - основным продуктом питания. Благодаря неуклонно улучшающемуся сельскому хозяйству экспорт Украины увеличился. За год до июля 2021 года министерство сельского хозяйства США оценило украинский экспорт пшеницы в 23,5 млн тонн. Этот экспорт был распространен во многие страны Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Основными получателями по количеству были Индонезия, Египет, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Турция, Йемен, Тунис, Ливия, Ливан и Филиппины. Эти страны, скорее всего, пострадают от нового дефицита пшеницы.
Кукуруза - второй важный экспортный пункт среди зерна. Украина имеет почти идеальные условия для выращивания кукурузы, и ее производство возросло в геометрической прогрессии. За год до июля 2021 года министерство сельского хозяйства США оценило украинский экспорт кукурузы в 34 млн тонн. Экспорт кукурузы шел в другом направлении, в несколько более богатые страны, потому что кукуруза в основном используется в качестве корма для животных. В последние годы основным рынком сбыта для Украины был Китай, который в 2020-2021 годах купил 8,4 млн тонн этого зерна. Другими покупателями были Испания, Нидерланды, Египет и Иран.
Плотный мировой рынок зерна
В последние годы мировой рынок зерна быстро сжимается из-за проблем во многих частях мира, которые во многом связаны с изменением климата. Двумя большими положительными исключениями были Россия и Украина. В результате мировые цены на зерно сильно выросли. Цены на пшеницу удвоились с начала 2021 года - примерно с 200 евро за тонну в начале 2021 года до 400 евро за тонну в настоящее время.
Еда - деликатный политический вопрос. Поскольку политики стремятся удерживать цены на продовольствие на низком уровне, они хотят оставить дефицитное зерно отечественного производства дома, а его нехватка часто провоцирует запреты на экспорт. Более 20 стран ввели запрет на экспорт продуктов питания, в том числе крупные производители - Индия и Индонезия. Скорее всего, последуют и другие, что еще усугубит нехватку зерна в мире.
По мере того, как глобальный рынок зерна становится все более нестабильным, многие традиционные экспортеры запрещают экспорт, чтобы поддерживать низкие внутренние цены и избежать политической напряженности. Поскольку они запрещают экспорт, мировые цены продолжают расти, и больше всего страдают экономически слабые страны.
Как Украина может доставить свое зерно на рынок?
Из общего объема производства зерна в Украине, составляющего около 86 млн тонн в 2021 году, около 28 млн тонн застряли в украинских портах из-за российской морской блокады. Киев имеет ограниченные возможности для хранения, и после некоторого времени большая часть зерна погибает. Кроме того, новые посевные и другие работы требуют финансирования, а украинские аграрии должны иметь возможность продать зерно, чтобы получить деньги под урожай следующего года.
На Штудгардской конференции "Большой семерки" 12-14 мая министр аграрной политики Украины Николай Сольский изложил ситуацию: "Из-за блокады украинских портов 7 млн тонн пшеницы, 14 млн тонн кукурузы, 3 млн тонн подсолнечного масла, 3 млн тонн подсолнечного шрота и других культур не поступило на мировой рынок".
Обычно Украина экспортирует 6-7 млн тонн в месяц через черноморские порты, но они заблокированы, и русские не собираются их разблокировать.
Украинский экспорт упал на 58%, а импорт на 76% с марта 2021 года по март 2022 года
Украинский экспорт упал на 58%, а импорт на 76% с марта 2021 года по март 2022 года, что отражает то, насколько разрушительно российская война препятствовала производству и транспортировке товаров в Украине.
Украина не имеет альтернативных морских портов для больших объемов зерна. Железнодорожные или автомобильные перевозки могут осуществляться через Польшу или Румынию в польский порт Гданьск, литовский порт Клайпеда или румынские порты на Дунае или Черном море. Сейчас эти альтернативные маршруты могут удовлетворить только около одной десятой потребности, 400-500 тыс. тонн в месяц, но они могут возрасти до 2 млн тонн в месяц, по словам украинских агроэкспертов. Но задержки там существенны и дорогие. Задержки вызваны как узкими местами в инфраструктуре, так и кажущимся чрезмерным пограничным контролем. Железнодорожным перевозкам препятствует широкая колея Украины, соответствующая железным дорогам России, Белоруссии и стран Балтики.
Дополнительные расходы на транспортировку зерна в Гданьск или Клайпеду - 30%. Эта цена не запредельная, но пропускные мощности крошечны
Альтернативные транспортные маршруты громоздки, малы и дороги. Обычно транспортировка зерна в черноморский порт обходится украинскому производителю зерна примерно в 10% от цены. Оказавшись там, один из крупных международных зерновых трейдеров покупает зерно и забирает себе. В настоящее время дополнительные расходы на транспортировку зерна в Гданьск или Клайпеду составляют около 30%. Учитывая, что европейские цены на зерно удвоились за год, это не является запредельным, но мощности остаются крошечными - сколько бы украинский экспорт ни поступал в эти порты, вряд ли это поможет смягчить глобальный продовольственный кризис.
Единственный существенный вариант экспорта зерна – через украинские черноморские порты, прежде всего Южный и Одесский порты. Другой жизнеспособной альтернативы нет.
Обвинения России в разрушении и грабеже
Кремль никоим образом не игнорирует глобальный продовольственный кризис. Напротив, он решил усугубить и использовать его. Российские военные намеренно бомбили и сжигали украинские элеваторы, склады удобрений, сельскохозяйственные угодья и инфраструктуру.
Россияне воровали зерно в промышленных масштабах. Заместитель министра сельского хозяйства Украины Тарас Высоцкий заявил в начале мая, что россияне экспортировали 441 тыс. тонн зерна из четырех оккупированных областей: Запорожской, Херсонской, Донецкой и Луганской. Они перевозили украденное зерно на грузовиках в Новороссийск - главный порт России на Черном море. Или в Севастополь - главный крымский порт.
Затем они отправляют зерно через Босфор в средиземноморские порты. Порты на Кипре и в Ливане отказались от доставки краденого зерна, в то время как союзник России Сирия принимает. Однако Высоцкий утверждает, что на вновь оккупированной территории хранилось всего 1,5 млн тонн зерна.
Путин имеет долгую историю личного участия в крупных коррупционных операциях и, как сообщается, контролирует элементы войны в Украине на микроуровне.
Как можно прекратить российскую блокаду украинских портов на Черном море?
С начала февраля Россия заблокировала все морские порты Украины без каких-либо законных оснований или средств правовой защиты. Только за первый месяц войны российский военно-морской флот атаковал не менее восьми гражданских коммерческих грузовых судов, а одно эстонское затонуло, вероятно подорвавшись на мине. Эти тревожные события привлекли относительно мало внимания мира. Россия заминировала все украинские порты сотнями мин. Три страны НАТО вокруг Черного моря, Болгария, Румыния и Турция, сообщили, что незакрепленные мины достигли их территориальных вод.
Половину украинского экспорта составляет зерно, поэтому блокада лишила Украину примерно половины экспортных поступлений
Слишком долго необъявленная российская блокада всех черноморских портов Украины не привлекала внимания мирового сообщества, несмотря на негативные последствия и отсутствие судебного разбирательства. Поскольку половину украинского экспорта составляет зерно, блокада лишила Украину примерно половины экспортных поступлений, что добавило серьезный экономический аспект к полномасштабной войне Кремля против Украины. В сочетании с потенциальным эффектом голодания примерно 47 млн человек, серьезность российской блокады нельзя недооценивать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад может дать ракеты, которые будут поражать цели в России" - Тарас Кузьо
Москва правильно оценивает, что блокада является серьезным ударом по украинской экономике и мощным инструментом в войне, направленной на то, чтобы нанести вред Украине. Так как же США и их союзники могут заставить Кремль уйти?
Первый шаг - мобилизовать международную поддержку для снятия блокады. Москву утешает, что неприсоединившиеся страны не выступили решительно против ее агрессии в Украине. Но одними из наиболее пострадавших жертв нехватки продовольствия являются такие страны, как Египет и Индонезия. "Большой семерке" следует начать масштабную кампанию публичной дипломатии, чтобы убедиться, что ключевые страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Южной Азии понимают причины нехватки еды и очевидное решение - как минимум, открыть судоходство из Одессы для жизненно важных запасов продовольствия. Цель состояла бы в том, чтобы вынести этот вопрос на рассмотрение Генассамблеи ООН для принятия резолюции, призывающей к прекращению морской блокады в Черном море, хотя бы по продовольствию. Эти усилия заставят Москву заплатить за блокаду более высокую политическую цену.
США следует создать коалицию желающих стран для создания гуманитарного морского канала в Одессу для сопровождения продовольствия из опасных вод Черного моря
В то же время США следует изучить возможность создания коалиции желающих государств для создания гуманитарного морского канала в Одессу для сопровождения продуктов питания из опасных вод Черного моря. Этот морской канал также может быть использован для доставки важнейшей гуманитарной помощи в Украину. В группу должны войти союзники по НАТО и особенно Турция, а также заинтересованные партнеры и ключевые неприсоединившиеся государства, которые импортируют зерно из Украины и имеют сильный военно-морской флот.
Турцию необходимо включить, чтобы гарантировать отсутствие проблем с Конвенцией Монтрё 1936 года, которая регулирует проход судов через Босфор. Учитывая ее сильный флот и опыт успешного противодействия России на грани войны, Турция могла бы сыграть ключевую роль в любой коалиции. Египет является крупной страной-импортером зерна, пострадавшей от этого кризиса, и имеет флот, который может помочь в разминировании.
Во время войны 2008 года ВМС США доставляли гуманитарную помощь в Грузию, избегая серьезной эскалации с Москвой
Хотя такой подход содержит риск конфронтации с Россией, стоит отметить, что во время войны 2008 года ВМС США доставляли гуманитарную помощь в Грузию, избегая серьезной эскалации с Москвой. Создание крупной международной оперативной группы повысит риск применения силы Москвой для перекрытия доступа в Одессу и из нее.
Это предложение набирает обороты. 22 мая глава МИД Литвы Габриелюс Ландсбергис заявил, что "страны, которые считают глобальный продовольственный кризис серьезным вызовом должны гарантировать безопасный проход судов из Одессы в Босфор". Он подтвердил, что обеспечение продовольственным снабжением не является эскалацией, и для предотвращения более глубокого кризиса необходимы срочные действия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я думал, что Путин вторгся только в Украину. Я был неправ" - Томас Фридман
Параллельно Западу необходимо усилить военно-морскую оборону Украины, в частности, путем поставки мощных противокорабельных ракет и минно-тральных средств. Дания уже движется в этом направлении, заявив о поставке Украине противокорабельных ракетных комплексов Harpoon. Они укрепят способность Киева защищаться от Черноморского флота России, но могут потребоваться месяцы на обучение и интеграцию в систему береговой обороны страны. Дальнейшие поставки этих систем должны быть незамедлительными.
Наконец, США, ЕС и другие партнеры со всего мира должны рассмотреть возможные экономические меры, чтобы заставить Москву снять блокаду. Это может включать эмбарго на все кремлевские перевозки, санкции в отношении всех страховщиков российского судоходства.
Этот широкомасштабный подход открывает двери для прекращения блокады, и увеличивает цену ее продолжения для Москвы, добавив новые страны в список тех, кто выступает против войны Путина с Украиной.
Чтобы снизить риск дальнейшего массового голода и политической дестабилизации, мировые державы должны сделать приоритетом срочное открытие портов Украины для судоходства. Операции, необходимые для выполнения этой миссии, имеют успешный прецедент и могут быть выполнены без серьезной эскалации войны.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии