Основатель Украинской Хельсинской группы, Герой Украины Левко Лукьяненко подписал обращение 74 украинских художников, писателей и ученых к Петру Порошенку с просьбой провозгласить 2018-й Годом утверждения украинского языка. О ценности государственного языка он рассказал корреспонденту Gazeta.ua.
"Еще в детстве не мог смотреть, как мои ровесники переходят на русский. Во время службы в армии я насмотрелся на это еще больше, - говорит он. - Поэтому решил, что сколько буду иметь силы, буду сопротивляться русификации. Это письмо я подписал вполне сознательно. Вижу в этом смелый и достойный поступок. Провозглашение 2018-го годом утверждения государственного языка - было бы хорошим ответом на критику законов о государственном языке и об образовании, которая распространяются в СМИ. Прицепились к языку, что закон ограничивает права мадьяр. Я все время подчеркивал, что вопрос языка нельзя игнорировать. Тем более в ситуации военной агрессии против Украины. Потому что сначала игнорируют государственный язык, а потом думают, как вернуть часть своей территории".
Почему президент до сих пор не объявил 2018-й Годом утверждения государственного языка?
Пожалуй занят чем-то другим. Но утверждение государственного языка - стратегическое направление на пути утверждения государственности, а не конъюнктурное вопрос. Это путь консолидации общества. Поэтому он должен и на него обратить внимание.
Какая связь между языком и консолидацией общества?
Я бы уточнил, национальной идентичностью. В своей книге "Исповедь в камере смертников" я описал, как в университете в Москве меня семь раз обозвали "хохлом". Это делали мои коллеги и называли меня хохлом в хорошем настроении так себя, между прочим, переходя от одного слова к другому. Я подбирал момент и точно в их же доброжелательном тоне называл кацапами. Раз произошло неожиданное: мой хороший коллега резко остановился, уставился на меня, как на какого-то марсианина, и бросил: "Да ты националист! Я и не знал". Получается называть хохлом можно, а кацапом нельзя. Когда замечал, что это оскорбление национального достоинства, то удивлялись, что я о таком задумываюсь. Так вот, чтобы никто в России не сомневался, что у украинцев есть и национальное достоинство, и не говорил подобного, нужно проводить свою политику в вопросе государственного языка. Подобная программа была разработана еще в 1991 году, но правительство тогда оказался в руках различных "заробитчан", преимущественно неукраинской национальности. Так же, как и средства массовой информации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Президент использует украинский язык для своего пиара" - Степан Хмара
Что сейчас можем сделать для утверждения государственного языка?
Не игнорировать его. Взять Францию. Есть государство, и есть государственный язык. Он для всех обязателен. И это не только потому, что на нем осуществляется вся деятельность и регулируется жизнь общества. Обеспечение прав нацменьшинств - у них все в порядке. Хотите учить арабский язык - пожалуйста. За свои деньги. Франция не запрещает, но и не финансирует их. Учебники, школы, детсады. И здесь справедливая постановка вопроса. Совершайте ваше право, но вместе с тем есть обязанность знать государственный язык. Украина значительно гуманнее. Мы очень либеральные. Финансируем школы и учебники для нацменьшинств. Справедливо когда Украина хочет чтобы все образование было на украинском. А для обеспечения прав нацменьшинств будут в программе уроки - на румынском, чешском, венгерском языках.
Нужно быть несколько более радикальными в защите своих прав. А то представляют отношения с нами как взаимоотношения всадника и лошади: с точки зрения всадника справедливо, что он на коне, с точки зрения коня справедливо, что всадник на его спине. Гармония пары "всадник - лошадь" заключается в том, что каждый выполняет свою естественную функцию и имеет пользу от взаимодействия: всадник имеет средство передвижения, конь имеет сено от всадника. Все о'кей. И когда этот конь, то есть хохол, вдруг хочет стать человеком, это смертельно оскорбляет великоросса, и он гневно произносит приговор: "Националист" - искренне не замечая, что, собственно, он сам националист.
26 января обращение к президенту Петра Порошенко с просьбой объявить 2018-й Годом утверждения государственного языка подписали 74 ведущие украинские правозащитники, ученые, писатели, художники и издатели. Среди них Степан Хмара, Герой Украины, председатель Всеукраинского комитета защиты прав политзаключенных, кавалер ордена Свободы; Левко Лукьяненко, Герой Украины, правозащитник, писатель, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко; Вера Агеева, литературовед, доктор филологических наук, профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия", лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко; Иван Марчук, художник, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, кавалер ордена Свободы и другие выдающиеся деятели страны.
Ранее, 10 ноября 2017 свое обращение приняли 178 народных депутатов Украины. 16 ноября его поддержал Комитет по вопросам культуры и духовности Верховной Рады. 6 декабря свое письмо с поддержкой в Администрацию президента направили 36 общественных деятелей, ученых и деятелей культуры. Через десять дней своим письмом присоединилась инициативная группа "Першого грудня", а 20 декабря Мировое конгресс украинцев.
Комментарии
1