Утверждение о том, что мозг воспринимает мир не объемным, а плоским, подтвердила команда нейрофизиологов во главе с Кэтрин Джеффери из Университетского колледжа в Лондоне. Они доказали: наш "внутренний навигатор" не умеет вычислять высоту, хотя прекрасно "водит" человека по ровной местности. Поэтому прыжок с парашютом или ныряние на большую глубину сбивает наш мозг с толку, поскольку мы попадаем в так называемое третье пространство (трехмерное пространство аналогично 3D-изображению в кинотеатре).
За чувство пространства в мозге отвечает гиппокамп - древняя подкорковая структура мозга, внешне похожая на морского конька. Здесь находятся две группы нервных клеток, которые заменяют человеку GPS-чип: это пространственные нейроны и нейроны координатной сетки. За местонахождение отвечает свой пространственный нейрон: когда органы чувств показывают, что мы где-то находимся, он "загорается".
Нейроны координатной сетки отвечают за подсчет расстояний, а их открытие в 2005 году спровоцировало переполох среди ученых. Тогда опыты на крысах показали: для животных любая плоскость расчерчена на невидимые шестиугольники - стоит животному оказаться в углу такого шестиугольника, и в мозгу "вспыхивает" одна и та же группа клеток.
Джеффери с соавторами решили выяснить, как нейроны ведут себя, когда животное выходит из плоскости и движется в трех измерениях. В одном опыте крыс гоняли вверх и вниз по спиральным пандусам. Потом им приказали бегать по вертикальной стенке со штырями. Оба раза в мозг грызунам встраивали електроиды, которые следили за электрической активностью отдельных нейронов. Оказалось, что пространственные нейроны еще немножко различают штыри на разной высоте, а вот нейроны координатной сетки путаются в показаниях. Похоже, что виртуальная сеть в мозге - плоская, и третьего измерения в ней нет.
Это открытие дает понять, почему нам так приятно вырваться из плоскости - нырнуть в глубину или прыгнуть с парашютом. Третье измерение сбивает с толку мозг не хуже наркотиков. Поэтому авторы исследования предполагают, что знание о дефекте нашего чувства пространства может оказаться особенно ценным при подготовке дайверов или пилотов.
Комментарии