Неолитические инженеры могли применять подшипники для транспортировки огромных камней при строительстве Стоунхенджа.
До сих пор никому не удавалось вразумительно объяснить, каким образом многотонные плиты доставлялись из карьера на равнине Солсбери (английское графство Уилтшир) в Пембрукшир (Уэльс) за 250 км. Попытки воспроизвести транспортировку с помощью деревянных роликов ничего не дали. К тому же эти ролики должны были оставить глубокий след в почве, но ничего похожего найдено не было.
Сотрудники Эксетерского университета выступили с новой идеей после изучения таинственных каменных шаров, обнаруженных в Абердиншире (Шотландия) возле памятника, аналогичного Стоунхенджу, но с гораздо более крупными камнями. Эти шары размером с крикетный мяч имеют подозрительно схожие габариты — в пределах миллиметра. Отсюда мысль о том, что они были предназначены для совместного использования, а не по отдельности.
Учёные взяли доски, проделали в них пазы и вставили туда для начала деревянные шары. Доски поместили на другие доски с вырезанными в них дорожками, а сверху положили бетонные плиты. Археолог Эндрю Янг даже сел сверху, но его коллеге достаточно было подтолкнуть плиту указательным пальцем, чтобы она спокойно передвинулась вперёд.
После этого были найдены спонсоры — американские кинодокументалисты — и закипела работа над полномасштабной моделью. Правда, для экономии пришлось использовать сравнительно мягкие сорта древесины вместо дуба, который во времена неолита в покрытой лесами Англии должен был встречаться в изобилии. Кроме того, только часть деревянных шаров была заменена гранитными.
Результат эксперимента подтвердил: древняя подшипниковая конструкция позволяла перемещать тяжёлые грузы на большие расстояния. По словам профессора Брюса Брэдли, десять быков могли проходить с плитой для Стоунхенджа 15 км в день. Задние доски с подшипниками просто перемещались вперёд по мере продвижения.
Метод не оказывает долгосрочного воздействия на ландшафт, поэтому и следов не сохранилось.
Археологические находки говорят о том, что длинные доски в неолите изготавливались. Они служили в качестве дорожного покрытия в болотистых местах. Нет никаких свидетельств в пользу существования подшипников, но концепция работает и к тому же позволяет объяснить те самые каменные шары.
Теперь учёные работают над математической моделью, которая позволит точно оценить масштабы неолитических грузоперевозок, а также готовятся к максимально аутентичному эксперименту с каменными шарами и дубовыми досками.
Комментарии
1