По результатам слушаний в комитете к руководителям новых антикоррупционных органов у депутатов и экспертов осталось много вопросов. Главное: а где результаты работы? И почему в громких делах виден след лоббирования олигархов?
Руководители Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры на прошлой неделе отчитались о своих успехах перед профильным антикоррупционным комитетом парламента. Артем Сытник и Назар Холодницкий, видимо, уже привыкли к лояльному отношению в этом комитете: там и Егор Соболев, и Виктор Чумак, и Сергей Лещенко, и Дмитрий Добродомов - давние сторонники этих ведомств и их руководителей.
На этот раз было иначе. Сытника и Холодницкого встретил своего рода холодный дождь, даже друзья НАБУ ставили им неприятные вопросы о результатах работы. В ответ Сытник и Холодницкий традиционно называли дела, которые расследуют НАБУ и САП, и обещали, что они вот-вот окажутся в суде. Также активно искали виновных в провалах, звучали традиционные оправдания - нереформированные суды, мешает Генпрокуратура, отсутствие права на прослушивание и тому подобное.
Отчет НАБУ: 11 судебных дел за полтора года. И никто не "сел"
Известный блогер Сергей Иванов указывает, что за полтора года у НАБУ успехи скромные. Он привел сухие цифры: за время работы Бюро вынесено 11 приговоров лишь по 4 делам. Два приговора по делу о так называемых Киотских деньгах - один штраф и один с ограничением свободы с испытательным сроком (то есть, фактически ничего), семь приговоров по газовому делу Онищенко (но никто не сел), один приговор - штраф луганской судьи, еще один - штраф прокурору в Херсонской области.
Все. И никакой "посадки" из высших эшелонов власти. А ведь НАБУ и САП создавались именно для борьбы с топ-коррупцией.
Политолог Андрей Миселюк отмечает, что на таком фоне даже старые правоохранительные органы выглядят куда эффективнее новых. На прошлой неделе кроме Сытника и Холодницкого отчитался еще и генпрокурор Юрий Луценко. Органы прокуратуры вызывают в обществе немало нареканий, указывает эксперт: круговая порука, взятки, манипулирование законом - об этом говорят и пишут немало. Но при затратах на ГПУ в сумме 3 млрд грн за прошлый год она вернула в бюджет 10 млрд грн. А НАБУ, которое получило на свое функционирование 500 млн грн, смогло взыскать в пользу государства только 100 млн грн.
Между тем, Холодницкий и Сытник и их заместители по зарплате далеко опережают руководителей других антикоррупционных органов. Зарплата директора НАБУ Сытника в январе составила более 126 тыс. грн. А зарплаты детективов НАБУ намного раз выше, чем у следователей прокуратуры.
Есть еще один критерий, свидетельствующий об эффективности работы правоохранительного ведомства - способность к самоочищению. За прошлый год сообщено о подозрении 46 прокурорам, в том числе 36 - за коррупционные преступления. В суды направлено обвинительные акты по 30 прокуроров-коррупционеров. А один из сотрудников центрального аппарата ГПУ был взят "на горячем" при получении взятки в $200 тыс. Зато детективы НАБУ фактически провалили свои дела, но почему-то не слышно даже о дисциплинарном взыскании в отношении них.
Бывший нардеп, а ныне политолог Тарас Чорновил одной из основных причин неудач НАБУ видит непрофессионализм: у сотрудников НАБУ очень низкая юридическая грамотность, из-за которой они уже не раз проигрывали дела в суде. Это касается многих серьезных дел, в частности черной кассы Партии регионов, где много доказательного материала, однако сегодня этим делом занимается только один следователь. Поэтому и подозреваемый только один - глава Центризбиркома Михаил Охендовский. Возникает вопрос: как детективы НАБУ собираются передавать это дело в суд? Даже судя по обнародованным в прессе документам, на них - сотни подписей. И только на этом основании адвокаты председателя ЦИК разобьют обвинения против их клиента, доказывая избирательность правосудия НАБУ. Например, один из фигурантов дела - американец Пол Манафорт, который возглавлял штаб Дональда Трампа - для НАБУ быстро стал не интересен ...
Поэтому Тарас Чорновил подозревает ведомство Сытника в двойных стандартах. "Есть тенденция, когда против друга ищут доказательства, а о других умалчивают", отмечает он.
Коррупция среди антикоррупционеров?
Упреки в адрес НАБУ и САП звучат и от нынешних депутатов. В частности, внефракционный нардеп Виталий Куприй обвинил антикоррупционные органы в нежелании расследовать случаи коррупции, даже если речь идет о сотрудничестве с ДНР и ЛНР и жизни участников АТО. В том числе - в покрытии коррупционеров, наживающихся на торговле углем с ДНР (!). "Я также направил заявление в НАБУ по коррупции первых лиц ГК "Укроборонпром". Около 280 млн грн разворовывается, это наносит ущерб обороноспособности нашей страны. Но ноль реакции", - отметил депутат. Он настаивает на том, что НАБУ постоянно игнорирует решение суда. И ни один детектив бюро до сих пор не наказан за бездействие.
Член парламентского комитета по вопросам противодействия коррупции Игорь Луценко говорит о коррупции в антикоррупционном бюро. "Соблазнов очень много - брать взятки, выполнять платные заказы. Это нужно на первых этапах прекратить. А потом переходить к мегазадачам - наказанию топ-коррупционеров. Все приговоры, которые есть в НАБУ - это договорняки по соглашению сторон, штрафы. Это совершенно не то, что мы ожидали", - говорит Игорь Луценко, ныне народный депутат, а три года назад - активист Майдана, похищенный силовиками.
Зачем НАБУ пользуется услугами коррумпированных судей?
Очевидно, подобные факты дали основания экспертам и депутатам упрекнуть НАБУ, что оно унаследовало от "старых" правоохранительных органов лишь худшие черты. Политолог Миселюк пишет, что на комитетских слушаниях депутат Геннадий Кривошея задал вопрос, почему в Соломенском суде антикоррупционные дела рассматривают судьи, против которых само же НАБУ возбудило уголовные производства. Руководитель САП Холодницкий (отказавшись отвечать о производствах против судей) сразу нашел виновного - автоматическую систему распределения дел. Мол, виноват компьютер, что все дела попадали или к уже уволенному за нарушение присяги Андрея Макухи, или к еще не уволенному Александра Бобровнику.
На самом деле, пишет эксперт, мы имеем дело не со сбоями искусственного интеллекта, а с практикой использования "ручных" судей, которые находятся на "крючке" у НАБУ. У этих судей настолько одиозное прошлое, что НАБУ легко открывает в отношении них уголовные производства и затем получает от них любые решения.
Например, среди скандальных решений судьи Соломенского райсуда Бобровника - закрытие уголовного производства в отношении близкого соратника Януковича Юрия Иванющенко (об этом писал и нардеп Сергей Лещенко: "Никто из судей Печерского суда не захотел брать жалобу Иванющенко к рассмотрению, после чего вопрос ушел в Апелляционный суд Киева для изменения подсудности. Вышли на Соломенский суд Киева, судью Бобровника"). А еще - отказ в доступе к документам по коррупции Минэкологии времен Николая Злочевского, а там только по одному эпизоду фиктивных космических съемок госбюджет потерял 51 млн грн. Сейчас этот чиновник времен Януковича, похоже, получил полную индульгенцию.
А по информации, которая циркулирует в судейских кругах, НАБУ поймало одиозного судью Бобровника с ... героином, но использовало это в своих интересах.
Поэтому после слушаний в комитете "радикал" Игорь Попов предложил отстранить от рассмотрения дел по представлениям НАБУ судей, которые сами являются фигурантами дел. Именно Бобровник, отправляя под арест менеджеров ОГХК (государственной "Объединенной горно-химической компании"), проигнорировал отсутствие доказательств и международный аудит известной компании KPMG, который показал отсутствие нарушений в работе ОГХК.
Тем самым занимался и уже упоминавшийся Макуха. Он отказался принимать во внимание государственный аудит по Одесскому припортовому заводу, предоставив приоритет сомнительной частной компании. Ведь ее наняли в НАБУ. В прошлом году Верховная Рада уволила Макуху за нарушение присяги.
СМИ отмечают практическую идентичность алгоритмов дел ОГХК и ОПЗ. Они развивались по одной схеме. Сначала НАБУ делает громкие заявления о коррупции на этих государственных предприятиях (в случае с ОПЗ активную роль сыграл также тогдашний губернатор Одесской области Михеил Саакашвили). После этого происходят задержания высшего звена управленцев. А судьи Соломенского суда, которых подвесили на "крючок" расследований против них самих, принимают выгодные НАБУ решение об аресте в качестве меры пресечения.
При этом НАБУ и "ручные" судьи игнорируют выводы проверок и аудитов, которые свидетельствуют об успешной работе госпредприятий и их менеджеров и опровергают обвинение в злоупотреблениях. Параллельно поднимается много шума в СМИ, Сытник и Холодницкий отчитываются, их группа поддержки усиливает сигнал. А в итоге - срыв приватизации этих предприятий, их дальнейшая остановка и многомиллиардные убытки для государства.
Только на Одесскому припортовом заводе госбюджет потерял более 14 млрд (!) грн. Тысячи работников ОПЗ после остановки завода остались без средств к существованию, 6 тыс. работников ОГХК протестуют против подобной перспективы и обращаются к высшему руководству государства.
СМИ выдвигают версию о выгодности превращения ОПЗ в "токсичный" актив в интересах олигарха Дмитрия Фирташа, который "подвесил" ОПЗ за долги. Ранее компания Ostchem Фирташа была единственным поставщиком природного газа на завод. 25 июля эта компания выиграла арбитраж в Стокгольме. Ей была бы крайне невыгодна приватизация ОПЗ до уплаты долга.
"Вряд ли является совпадением тот факт, что тот же олигарх Фирташ ранее контролировал и титановые комбинаты ОГХК. После того, как государство в 2014 году вернуло себе контроль над компанией, ее доход увеличился в 1274 раза и составил около 2 млрд грн. Поэтому легко предположить, что Дмитрий Фирташ не против был бы и здесь вернуть себе сверхприбыли. Особенно если предприятия будут стоить копейки. Он может "зайти" на свои прежние предприятия через другие структуры, в которых формально не имеет отношения ", - предполагают журналисты.
Показательно, что впоследствии Апелляционный суд выпустил на свободу менеджеров ОПЗ. А другой судья Соломенского суда (не Макуха и не Бобровник) вообще обязал НАБУ признать потерпевшим заместителя директора ОПЗ Николая Щурикова. Это произошло, как пишет Щуриков, "после обращения группы депутатов, которые заявили о совершении Саакашвили и его приспешниками преступлений против ОПЗ". Вполне возможно, что такая же судьба ожидает и решение Бобровника. Но приватизация ОГХК тоже может быть сорвана.
Нужно ли такое НАБУ вообще?
Возвращаясь к обвинениям работников НАБУ в непрофессионализме и коррумпированности: в СМИ появилось много вопросов о составе общественного совета при НАБУ, которая занимается отбором кадров.
Ранее разгорелся скандал, когда в Одессе конкурс на руководителя регионального управления прошел Семен Кривонос. Как оказалось, он является фигурантом уголовного дела и после огласки быстро отказался от должности. В декабре конкурс выиграл Дмитрий Руденко, но он оказался не менее скандальным - замешанным в уголовном преследовании правозащитника. В результате был объявлен еще один конкурс.
В публикации утверждается, что члены совета общественного контроля при НАБУ, которые определяют кадровую политику бюро, никаких отборов не проходили. В частности, председатель совета - Алексей Гриценко, активист "Автомайдана" и сын одиозного экс-министра обороны, работал директором по развитию малоизвестной компании Enran Telecom. Она "вдруг" получила многомиллионные контракты на поставку программного обеспечения в Минобороны, которым в то время руководил его отец.
Другой член общественного совета НАБУ Сергей Гребенюк работал на бывшего главу Шевченковского района Киева, экс-"регионала" Виктора Пилипишина. На последнего открыто уголовное производство за превышение власти и служебных полномочий, которые причинили ущерб общине на сумму свыше 15 млн грн.
К примеру, члена общественного совета НАБУ Владимира Рысенко правоохранители подозревают в хищении денег в особо крупных размерах с инженерного центра "Энергомаш" в Харькове.
Известный журналист-расследователь Владимир Бойко по результатам отчета Сытника и Холодницкого вообще задает вопрос: зачем было создавать новые антикоррупционные органы, если они не занимаются расследованием системной коррупции в высших эшелонах власти: "Где борьба с коррупционными схемами в министерствах, когда начнутся аресты министров или руководителей Нацбанка? Это очень хорошо, что НАБУ разоблачило следователя Генпрокуратуры, который присвоил талоны на 300 литров бензина. Но не дешевле для налогоплательщиков ликвидировать НАБУ - пусть такими делами занимается полиция?".
Комментарии
3