Ексклюзивы
понедельник, 15 октября 2012 19:56

"Выборы в Украине ничего не изменят" - воин УПА

"Выборы в Украине ничего не изменят" - воин УПА
Степан Семенюк приехал в Украину на празднование 70-летия создания УПА. Фото: geroika.org.ua

Ветеран УПА Степан Семенюк, 92 года, поднимается по лестнице на 4 этаж в здании Киевского братства ОУН-УПА. Мужчина идет медленно, держится за перила. Заходит в комнатку около 30 квадратных метров. Из мебели - кровать и стол. Здесь он живет, когда приезжает в Украину. Ведь еще с 1955 года он живет в Польше. Приехал в Украину на празднование 70-летия создания УПА.

Степан Васильевич - один из последних участников Норильского восстания 1953-го, ветеран УПА, политический референт краевого провода Организации украинских националистов и председатель политического отдела военной округи УПА. Стоял у истоков создания УПА на Волыни.

- Сам я не буду голосовать, ведь живу за границей, я являюсь так называемым зарубежным украинцем, - говорит он и показывает голубую книжечку с надписью "Удостоверение заграничного украинца". - У меня так жизнь сложилась, что на украинской земле жил всего 24 года. Все остальное прошло на чужбине: в тюрьмах, в лагерях, советских, позже польских. С российской тюрьмы меня перевели в польскую в ??1955 году. Позже я вышел на свободу, так там остался, имея польское подданство. И на Украине бываю часто. Внимательно слежу за всеми событиями.

Какой сейчас видите политическую ситуацию в Украине?

- Россия идет по пути к восстановлению своего постсоветского, постимперского пространства. Хотя без нас Россия также будет крупнейшим государством в мире, но она не соглашается на это. А Украина оказывает сопротивление, чуть ли не самый сильный из всех государств СНГ. В некоторых районах России, люди не считают себя жителями этого государства, они чувствуют себя вне империи. Когда Медведев был в Сибири, некоторые губернаторы говорили: "У вас в России это одно, а у нас в Сибири другое". Тогда еще Медведев удивился: "Разве Сибирь это не Россия?". Есть тенденции сопротивления и отделения. Впрочем там нет никакой сильной силы, альтернативы Путину, которая могла бы объединить этих людей. В свою очередь Путин не признает Украину. И он имеет большое влияние на украинских политиков. Дай Бог, чтобы я был не прав, но выборы в Укране ничего не изменят. У нас нет "мужестана", нет политической фигуры, которая могла бы сплотить людей и пойти против России.

Объединенная оппозиция "Батькивщина", "УДАР", "Свобода" на это не способны?

- Влияние "Батькивщины" по всей Украине не такой сильный, чтобы изменить ситуацию. "Свобода" же не пользуется популярностью в областях. На Западе - да. А в Киеве "Свобода" что имеет? В Донбассе что имеет? Она могла бы вырасти, но к этому еще далеко. Глава "Свободы" Тягнибок был кандидатом на мэра Киева. И что он имел - 1 процент? Политическая деятельность требует ежедневной тяжелой работы. Я когда-то имел надежду на Валентина Наливайченко, разговаривал с ним, он политик высокого уровня. Но также отошел куда-то: сначала пошел с Ющенко, а теперь вообще с "УДАРом". Ющенко сегодня старается вернуться, но это уже невозможно. Сегодня у нас нет фигуры, у которой люди могли бы сплотиться. Я надеюсь, что из других партий попадут в парламент какие-то депутаты, которые будут иметь свой весомый голос.

В чем собственно проблема украинцев? Почему мы никак не можем построить такое ??государства, о котором мечтаем?

- Чтобы плыть против течения нужно иметь физическую силу и политическую отвагу. Не каждый этим одарен, не все люди рождаются героями. Настоящий политик должен иметь прежде развитый интеллект. А нашу интеллектуальную элиту уничтожали во все времена, начали еще татары. Один историк-чужак говорил, что татаромонголы образовали в Украине черную дыру на долгие века. Они уничтожили элиту. И с тех пор родилось много казаков, гетманов, бойцов, и очень мало интеллектуалов, дипломатов. С тех пор так и повелось, как только кто-то поднимался - сразу же его уничтожали. Так было при царе, так было в Польше. Сколько мы имели атаманов, но попытался объединить Украину только Мазепа и Хмельницкий. Длинная неволя вытягивает у людей государственное мышление. Какие-то восстания есть, революции, но без ума все это делается, без надлежащего руководства и объединения. Масштабы не те. Вот как восстание в Холодном Яру в 1930-х годах, это было отчаяние, это была борьба за хутора, а не за государство. До сих пор мы не создали должной политической силы, не было кому тогда и теперь.

Возьмем Ющенко и Тимошенко. Ее осудили за то, за что не судили бы в одной стране Европы. Как бы там не говорили, но Ющенко помогла прийти к власти именно Тимошенко. Если бы он имел немного ума, выступил бы в обороне. Но он этого не делает, не умеет думать по-государственному. Давать звание героя Украины Бандере - было не время. Не этого тогда нуждалась Украины. Мы имеем столько героев, что во всей Европе так много нет. Задача президента - строить государство, в той ситуации, которая есть, с теми людьми, которые есть. Он окружил себя такими мизерными людьми.

Кроме того украинских лидеров всегда держали на мушке. На Кравчука было четыре покушения, но его не убили, только напугали. Марчуку подстроили такую ??автокатастрофу, что его сшили. Был трибун Чорновил. И что случилось с ним? Каждый, кто идет в политику в Украине должен иметь мужество. Среди нынешних политиков таких не найдешь.

Сегодня политики часто обсуждают тему УПА. Как на это реагируете, будучи ее членом и очевидцем тех событий?

- В политике нет сантиментов, существуют лишь чьи-то интересы. Где получали свое знание политическое и практическое асы армии германского вермахта? В России, но об этом не говорят. В 1921 году Российская Федерация подписала договор по которому Россия предоставила Германии материальную помощь украинским хлебом и сделала возрождения германского милитаризма. По Версальскому договору Германия не имела права иметь армию. У них было такое определенное войско, а скорее милиция. Поэтому на русской земле, в российских школах, под российским небом, немецкие асы получали свои навыки. Высшие чины учились здесь. Организация Украинских националистов была всего лишь общественной организацией. В Российском государстве свободно сотрудничать с другими странами, а негосударственными организациями нет? В 1938 году мы решили, что идем с кем до тех пор, пока наши интересы не пересекаются. Так в политике есть. Каждая политическая организация, каждое государство имеет свои связи, свою разведку, пользуется всеми возможностями.

Когда началась война, я был еще молодым парнем, к нам приезжал проводник Мостович (Николай Мостович - проводник ОУН, предназначен Евгением Коновальцем в 1935 году - ред.). Он сказал: "Помните, что немцы пришли на Украину не строить украинское государство, или освобождать украинцев, они пришли реализувтаы свои политические цели". У нас это в голове засело с молодых лет. Были такие среди украинцев, которые верили в помощь немцев, в частности в Галичине. Она когда-то принадлежала Австрии, и немцы с этим считались, режим был легче. Но это не имеет отношение к доктирине организции украинских националистов. У нас был декалог украинского националиста. Он начинался словами: "Получишь Украинское государство или умреш за него", а заканчивался "Будешь бороться к усилению силы, славы, богатства и пространства Украинского Государства". И это было святым. Ситуация менялась. В акте провозглашения Украинского государства 30 июня 1941 года есть такие слова: "Мы будем сотрудничать со всеми государствами, которые признают право украинского народа на создание собственного государства". И с Германией также, но только по дороге к созданию укранского государства. Если бы современные политики думали так, Украина имела бы больше шансов на развитие.

Сегодня политики манипулируют этой темой?

- Да, манипулируют. Поскольку в Украине нет такой сильной организации, которая отважно ставила такие вопросы. Во-вторых, мы как украинцы сегодня потеряли политическую отвагу. Нету исследователей, которые начали бы это делать. Вятрович и другие сконцентрировались на публикации документов советских времен репрессивного мотива. И это надо делать, потому что люди не знали. Но основательные исследования не проводятся. Недавно я случайно попал на встречу учителей с Сверстюком. Он вспомнил слова Довженко о том, что Украина является одинокой страной в мире, где долгое время не изучали ее собственную историю. Учили что угодно: историю России, Польши, Германии, даже Турции в Крыму, истории всех оккупантов, но только не собственную. Имеем последствия. И вместо того, чтобы строить страну они дерутся и спорят. А реальные проблемы остаются.

Сейчас вы читаете новость «"Выборы в Украине ничего не изменят" - воин УПА». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

63

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть