В международных отношениях существуют законы и правила, суды и арбитражи, но нет полиции, которая могла бы выехать на вызов и прекратить совершение преступления. Остановить преступника - право его жертвы. Помочь жертве - право, но не всегда обязанность международного сообщества. Однако наказать преступника - его обязанность. Иначе мировое устройство рискует своим существованием.
После наказания преступника мир меняется. Согласуются и институализируются обновленные правила, которые должны исключить рецидивы и открыть перспективу нового развития. Правила и институты, созданные после Второй мировой войны, частично утратили актуальность или исчезли. А то, что осталось, не претерпело глубинных изменений, хотя ситуация изменилась.
Агрессор совершает преступление уже самим фактом военной агрессии. Но если он еще и не соблюдает законы и обычаи войны, становится двойным преступником
Устав Организации Объединенных Наций запрещает войну как инструмент политики, кроме случаев индивидуальной или коллективной самообороны, или с санкции Совбеза ООН в интересах международного мира. Выражение, что война является продолжением политики другими средствами, с 1945 года потеряло легальную основу. Война для достижения политических целей стала международным преступлением. Усовершенствовали также законы и обычаи войны, более известные как международное гуманитарное право. Они стали универсальными и должны действовать в любой войне - преступной или справедливой. Агрессор совершает преступление уже самим фактом военной агрессии. Но если он еще и не соблюдает законы и обычаи войны, становится двойным преступником. Мир привык закрывать глаза на случаи агрессии, но всегда реагирует на нарушение гуманитарного права. Именно этим "горячие точки" привлекали к себе внимание мира, заставляя вмешиваться.
В Устав ООН заложили идею создать международные вооруженные силы для гарантированного отпора любой военной агрессии. Идея осталась на бумаге. Однако даже в случае реализации решение должен принимать Совет безопасности, где пять стран-победителей во Второй мировой войне являются постоянными членами с правом вето. Вдобавок они прописали себе право легально владеть ядерным оружием, пообещав другим, что это временно. Принцип коллективной гарантии мира пятью особыми странами, в которые входит Российская Федерация, если ограничено и работал в годы холодной войны, то полностью исчерпал себя в настоящее время.
Мир без России как великого государства
После полномасштабной агрессии России против Украины, которая осуществляется с вопиющими нарушениями законов и обычаев войны, международная система безопасности должна коренным образом измениться. Один из основателей системы, созданной после Второй мировой, стал двойным преступником.
Мир неизбежно накажет РФ. Независимо от того, удержит ли Россия уже захваченные украинские территории, сможет продвинуться дальше или будет полностью разгромлена, ее не будет существовать в новой международной системе как великого государства. Россия пока остается в "Большой двадцатке", но из-за нарастающей экономической изоляции она это место надолго потеряет. Если не де-юре, то де-факто у нее не будет права вето на принятие ключевых мировых решений. Ее природные ресурсы, которые используются как экономическое оружие, маргинализируют, а вооруженные технологии ограничат до безопасного для мира уровня.
Российский лозунг "можем повторить" станет индикатором угрозы. Никто из ведущих стран, включая Китай и Индию, не захочет, чтобы РФ попыталась повторить то, что сейчас делает в Украине. И главной гарантией, что подобного не произойдет, будет поражение России в войне с Украиной.
Российский лозунг "можем повторить" станет индикатором угрозы. Никто из ведущих стран, включая Китай и Индию, не захочет, чтобы РФ попыталась повторить то, что сейчас делает в Украине. И главной гарантией, что подобного не произойдет, будет поражение России в войне с Украиной
Поражение РФ нужно не только Украине, а большинству стран. Когда Китай и Индия осознают глобальные последствия российской агрессии, они могут прекратить колебаться. Китаю до сих пор трудно понять, что "продолжение политики военными методами" не несет глобальных конкурентных преимуществ. Что касается Индии, она ищет новый баланс для отношений с Китаем. РФ долгое время выполняла эту роль в вопросах поставки вооружения. Однако Япония, Австралия и США в рамках новых альянсов смогут дать Индии то, что давала Россия.
Китай и Индия взвешивают риски от поражения Москвы, потому что не понимают, каким будет мир без России как великого государства. Этого сейчас до конца не понимают и те, кто уверен, что роль РФ исчерпана. Непонимание не означает невозможности кардинальных перемен. Варианты уже просчитывают. Масштабные международные санкции против России рассчитаны на значительную перспективу и новое мировое устройство.
Лэнд-лиз после Второй мировой создал условия для послевоенной перестройки. Тогда Штаты консолидировали внутренние экономические возможности не только для собственной победы, но и для помощи Великобритании, бывшему СССР и Китаю. После войны ленд-лиз перерос в "План Маршалла" для восстановления Западной Европы и создал основу для новой мировой экономики. Сейчас США готовы ввести лед-лиз для Украины. Возможно, теперь у него также будет масштабный послевоенный экономический эффект.
В конце концов, когда видение нового мирового устройства окончательно сформируется, оно может быть институализировано так же быстро, как это произошло после Второй мировой войны.
Российская ядерная вера
РФ до сих пор не боится ответственности за войну. Считает, что может обнулить нежелательное будущее, как обнулили президентские сроки Владимира Путина. Волшебное средство, на которое надеется Россия - ядерное оружие. Вербальная готовность Путина к ядерному апокалипсису выглядит бессмысленной. Но элементы рациональности в ней есть.
Первый условно рациональный постулат российского ядерного мышления состоит в том, что даже проигрышную войну можно выиграть за счет решительных демонстративных ядерных ударов. Это так называемая доктрина эскалации для деэскалации.
Идея ограниченной ядерной войны существовала в годы холодной войны. Но тогда мейнстрим стратегического мышления заключался в том, что любое применение ядерного оружия закончится глобальным уничтожением, в котором не может быть победителя. Из-за чрезмерного увлечения российского истеблишмента Второй мировой войной сейчас видение сместилось к эффекту Хиросимы и Нагасаки. В 1945 году две американские ядерные бомбы, которые сбросили на эти города, заставили Японию капитулировать, США помогли завершить войну, а СССР - захватить Курильские острова.
В РФ рассчитывают, что ограниченное применение ядерного оружия заставит противника капитулировать
Сейчас в РФ рассчитывают, что подобное ограниченное применение ядерного оружия заставит противника капитулировать. Почему Россия не заявляет, что применит ядерное оружие, если Украина не вернется в Российскую империю? Ее сдерживает от этого шага никак не Будапештский меморандум. Есть ряд опасных для России неопределенностей.
Первая неопределенность - именно предположение о капитуляции Украины после применения против нее ядерного оружия. В Хиросиме и Нагасаки после падения бомб мощностью в диапазоне 10-20 килотонн тротилового эквивалента сгорели деревянные постройки. Каменные уцелели даже близко к эпицентрам взрыва. В годы холодной войны в СССР считали, что по таким городам, как Киев, в случае ядерной войны должно было прилететь три-четыре ядерных боезаряда мощностью в несколько сотен килотонн каждый. Но и они не разрушили бы город до основания. Уничтожили бы только ключевые локации экономического и военного потенциала.
В годы холодной войны в СССР считали, что по таким городам как Киев, в случае ядерной войны должно было прилететь три-четыре ядерных боезаряда мощностью в несколько сотен килотонн каждый. Но и они не разрушили бы город до основания
Ядерный удар мощностью уровня Хиросимы мог бы уничтожить батальонную тактическую группу в случае ее компактного расположения или создать разрушения, сравнимые с последствиями интенсивного применения авиации и тяжелой артиллерии в течение недели. Все, кто узнают о взрыве, только наберутся еще большей решимости наказать агрессора на поле боя.
Вторая неопределенность - чем нанести такой удар. Возможные опции – бомба, сброшенная с самолета, крылатая или баллистическая ракета. Самолеты и крылатые ракеты сбивает украинская противовоздушная оборона. Поэтому для РФ высок риск, что боезаряд не взорвется и попадет в руки противника. Что тогда? Нанести еще один удар?
Кроме того, крылатые ракеты, которые еще есть в достаточном количестве в РФ - это ракеты, предназначенные для бомбардировщиков, принадлежащих к стратегическим ядерным силам. Ядерные боезаряды для них находятся близко к аэродромам. Несколько десятков таких бомбардировщиков и сотни ракет Украина передала РФ в рамках ликвидации средств доставки ядерного оружия. Россия с тех пор создала и более новые средства. Однако, если стратегический бомбардировщик оснащается для вылета с ядерным оружием на борту, включаются процедуры Договора о сокращении ядерных вооружений между Соединенными Штатами и Российской Федерацией. Он остается в силе. РФ дорожит им как доказательством равенства с США. Каждый год в рамках этого договора стороны обмениваются сотнями уведомлений об изменении статуса ядерных сил и десятками инспекций на местах. То есть при демонстративном ударе по Украине РФ должна предупредить США. Если нет - это нарушение договора с неизбежной реакцией со стороны Америки. В обоих случаях эскалация выходит за границы Украины.
При демонстративном ударе по Украине РФ должна предупредить США. Если нет - это нарушение договора с неизбежной реакцией со стороны Америки. В обоих случаях эскалация выходит за границы Украины
Относительно баллистических ракет есть свои неопределенности. Баллистический "Искандер" или "Кинжал" сбить тяжело из-за большой скорости. Но чтобы оснастить эти ракеты, не входящие в состав стратегических ядерных сил для ядерного удара, нужно нарушить другую важную договоренность между Россией и США. С 1991 года действуют обязательства высокого уровня, согласно которым тактическое ядерное оружие должно постоянно размещаться на централизованных складах. В РФ это так называемые объекты "С". Тайно от США нарушить эту договоренность тяжело. За этими объектами внимательно наблюдают. Та же проблема возникает для тактических систем, в частности, крылатых "Искандеров" и морских "Калибров", которые, к тому же, сбивает украинская ПВО.
Третья неопределенность состоит в том, что руководство РФ не уверено в международных последствиях после демонстративного применения ядерного оружия. Это может разрушить режим нераспространения ядерного оружия, который и так пять официальных ядерных государств едва удерживают. Очередную обзорную конференцию Договора о нераспространении ядерного оружия второй год откладывают. В случае попытки ядерной эскалации со стороны РФ мировые требования к ядерным странам по определению конкретных сроков ликвидации оружия станут категоричными. Иначе возможно появление в обозримой перспективе большого количества новых ядерных государств. Ведь для создания этого оружия при современном развитии технологий нужно не так уж много времени и денег. Даже Китаю, который планирует к 2030 году развернуть тысячу новых ядерных ракет, придется выбирать между этими планами и развитием экономических отношений с неядерными государствами. И все потому, что РФ слишком легкомысленно смотрит на ядерную войну.
Эскалация ради деэскалации отбросит РФ на обочину мирового развития еще дальше, чем это делают экономические санкции
Существует и более широкий аспект. В системе международной безопасности, сформированной после Второй мировой войны, не предусмотрено использование ядерного оружия для достижения меркантильных целей. Цели же российского политического режима таковы. Восстановление Российской империи не только не имеет отношения к мировому развитию, оно для него вредно. Эскалация ради деэскалации отбросит РФ на обочину мирового развития еще дальше, чем это делают экономические санкции.
После оккупации Крыма Россия считала, что ядерная эскалация заставит капитулировать перед ее требованиями даже страны НАТО. Соединенные Штаты под влиянием таких российских планов адаптировали свои ядерные силы для возможности нанесения быстрого пропорционального ответного удара. Но даже после этого вера в силу ядерного шантажа не исчезла в РФ.
Природа подарила России не только крупные залежи углеводородов, но и обширные пустоты в глубине Уральских и Алтайских гор. Там за последние десятилетия построили инфраструктуру для жизни десятков тысяч человек в течение длительного времени. К этим объектам из Москвы регулярно направляют самолеты президентского авиаотряда. Российские элиты готовятся эвакуироваться в места, где смогут пережить масштабную ядерную войну. А она начнется, если для обнуления накопившихся ошибок российский режим решится на ядерный удар по территории стран НАТО. Другой вариант - капитуляция самой РФ после равноценного ответного удара.
Бункеры для российской элиты считаются защищенными. Но и здесь есть неопределенности. То, что нельзя уничтожить одним ядерным боезарядом, можно уничтожить сотней. Россия и США сейчас имеют около 4 тыс. боеготовых ядерных зарядов. Еще одна неопределенность - смогут ли жители бункеров когда-нибудь из них выйти. Также неизвестно, какова будет социальная динамика в таких бункерах при длительном проживании. Это может оказаться адом.
Цепочка от желания Путина уничтожить мир к двигателю ядерной ракеты - длинная и ненадежная
Эти неопределенности вокруг ядерной войны будут заставлять лиц, находящихся в цепочке принятия решений, действовать рационально. Российский президент не может сам использовать ядерное оружие. "Красная кнопка" - условный термин. В "ядерном чемодане", который носят за Путиным, лежат инструкции по его использованию и, условно говоря, iPhone, по которому можно отдать приказ. Есть и другие "чемоданы". Приказы от владельцев должны поступить одновременно. Цепочка от желания Путина уничтожить мир до двигателя ядерной ракеты - длинная и ненадежная.
Месяц войны
Элемент ядерной иррациональности в российском поведении удерживает западные страны от прямого участия в войне. Однако рациональный коридор обычной войны достаточно широк и дает Украине возможность победить.
О критериях и сроках можно дискутировать. Победой Украины можно считать ситуацию, когда к моменту длительного прекращения боевых действий РФ не достигнет ни одной из своих провозглашенных целей. Но проблема здесь в том, что Россия меняла их.
Первоначальный план заключался в "денацификации" и "демилитаризации". То есть превращении страны в в подобие России, отказе от вступления в НАТО и установлении над Украиной российского протектората безопасности.
Все оказалось недостижимо. Даже отказ от вступления в Альянс, тем более, с открытием перспективы членства в Евросоюзе, не станет тем, что имеет в виду РФ, провозглашая свои цели. О российском протекторате безопасности над страной не может быть речи.
Есть примеры гарантированного нейтралитета европейских государств. Для Австрии и Ирландии это безопасное европейское окружение. Для Швеции и Финляндии - возможность срочного вступления в НАТО и особые двусторонние механизмы. Например, они позволяют воздушным силам Финляндии в случае российского нападения использовать аэродромы Швеции. Для Швейцарии гарантией является безопасное окружение, а также высокие оборонительные расходы.
После провала первоначальных целей РФ провозгласила более умеренные. Требует отказа от Крыма, Донецкой и Луганской областей. Эти требования выглядят чрезмерными, учитывая ход боевых действий. Возможности ведения обычной войны для Украины растут благодаря военной помощи от партнеров. Возможности России уменьшаются. Изоляция РФ - от глобальной экономики до современных технологий - ограничивает ресурсы для ведения войны. Следовательно, сокращаются сроки ее военного истощения. Речь идет скорее о месяцах, чем годах.
Изоляция России ограничивает ресурсы для войны. Следовательно, сокращаются сроки ее военного истощения. Речь идет скорее о месяцах, чем годах
После попытки наступления РФ на востоке произойдет контрнаступление украинских войск на все оккупированные территории. Возможно, когда новый ленд-лиз для Украины заработает на полную мощность, будут новые волны мобилизации. Проведут обучение новых сил с новым оружием. Украина возобновит контроль над территорией по состоянию на 23 февраля 2022 года. На этом активная фаза может закончиться, но не обязательно формальным миром. Окончание войны де-факто на границах и линиях разграничения, существовавших до текущего российского вторжения, означало бы победу Украины с сильной переговорной позицией.
России для выхода из войны нужен формализованный мир, что позволит вернуться к "нормальности" как в отношениях с Украиной, так и в смысле статуса РФ в мире. Условия мира зависят от ситуации на поле боя. Наверное, российская решимость добиться успеха в войне не исчезнет через несколько недель. Однако в более длинной перспективе эффект санкций будет достаточен, чтобы катализировать отрицательные для РФ внутренние процессы.
В силовом блоке российского руководства уже есть расслоение, мешающее соблюдению целостной концепции войны и формулировке условий мира. Часть гражданских элит, игравших роль в экспорте коррупции для политического влияния на западные страны, оказались перед угрозой "чисток" в рамках провозглашенной Путиным борьбы с "пятой колонной". Чистки, вероятно, ожидают и силовой блок, который коллективно не может принести российскому диктатору победу над Украиной. Это опасная для внутренней стабильности РФ перспектива, которая становится все ближе.
Исторический опыт свидетельствует о том, что внутренние репрессии быстро разрушают любую страну. Вкусив ядовитой сладости легких побед над невооруженным "внутренним врагом", раздутый силовой аппарат не может остановиться. Он либо должен быть сам репрессирован, либо разрушит любые возможности внутреннего развития. Путин не сможет проводить внутренние "чистки" и вести войну с Украиной одновременно. Когда потребность "чисток" станет неотложной, войну нужно будет заканчивать на любых условиях.
Путин не сможет проводить внутренние "чистки" и вести войну с Украиной одновременно. Когда потребность "чисток" станет неотложной, войну нужно будет заканчивать на любых условиях
Похожая проблема возникает с российскими войсками. После безнаказанного насилия и мародерства украинского населения им будет трудно остановиться. Демобилизованные мародеры останутся мародерами. Российскому руководству безопаснее оставить их в Украине убитыми и пленными, чем возвращать. Так мародеров можно назвать героями и провозгласить победу ценой больших жертв.
Война с Украиной и санкции создают экономические трудности для РФ, ущемляя ресурсы и время для реализации целей. Вдобавок в России запущены процессы, которые скоро обострят проблемы социального и политического характера. В РФ холодильник, может быть, никогда не победит телевизор. Однако хаотическая внутренняя борьба и за холодильник, и за телевизор может быстро разрушить российскую волю к победе над Украиной.
Ожидать скорой победы Украины в течение нескольких недель не стоит. Однако не стоит бояться значительной военной эскалации, тем более ядерной. Война, санкции и запущенные ими внутренние процессы уже установили ресурсные и временные лимиты для российской агрессии. Они измеряются месяцами, а не годами. Их исчерпание будет означать победу Украины. Но до тех пор нам нужно продержаться политически и экономически, побеждая на поле боя.
Комментарии