Ексклюзивы
воскресенье, 13 ноября 2022 08:00

Путин готовится пролистать последнюю страницу истории России

Даже у самых длинных циклов из самых толстых книг есть конец. И если читать все подряд и осторожно, то до последней главы и эпилога можно добираться долго. А можно лихо листать, ломая корешок и выдергивая страницы – и тогда книгу удастся закрыть гораздо раньше. Но не факт, что потом ее можно будет открыть во второй раз. И кажется, именно это происходит с книгой истории России – Путин так спешит пролистывать ее до конца, что следующих читателей у нее может просто не найтись.

У того, что сейчас называется Россией, есть более или менее точное время рождения – это середина и третья четверть XV века. Именно так, вопреки мнению российских ура-патриотов, их страна не существует тысячелетия, но так же, вопреки нашим, Россия не появилась в 1721 году.

Распад Руси призвал к жизни несколько отличных социально-политических моделей государства с оригинальным балансом в отношениях между князем, боярами и населением. В Новгороде, например, князь вообще был "наемным топ-менеджером", и об обычной передаче престола по наследству сыну не могло быть и речи (хотя должность все равно оставалась преимущественно в руках одного дома – владимирских князей). В Галицкой земле княжеский род был сильным, но и боярство ему не уступало – под европейским влиянием возникла традиция скреплять государственные грамоты как княжеской печатью, так и печатями ведущих аристократов. И если князья вроде Романа или его сына, короля Даниила, брали верх над боярами, только благодаря своим личным качествам, а не "админресурсу". В Киеве в условиях перманентной чехарды с правителями вече иногда сбрасывало одного князя и ставило другого.

А в Ростово-Суздальской земле (и ее преемнике – Великом княжестве Владимирском) у верховной власти почти не было препятствий. Вече, правда, существовали в нескольких старых городах, но княжеских городов без них было больше. Ни у славянских переселенцев, ни тем более у покоренных автохтонов не было давних прав и привилегий, в защиту которых они могли бы подняться. Бояре, получая новые земли из рук князя, были обязаны ему гораздо сильнее, чем их коллеги, владевшие наследственными вотчинами. Пусть не авторитаризм, но "твердая рука" в Северо-Восточной Руси стала обычным явлением задолго до монгольского вторжения. Нет, не всем это пришлось по душе, и отчаявшиеся бояре в 1174-м даже убили своего правителя Андрея Боголюбского. Но всеобщей тенденции к самовластию там это изменило.

Автор: Владимир КАЗАНЕВСКИЙ
 

Так что до самой середины XV века на том месте, которое сегодня занимает так называемая историческая Россия, существовали не просто несколько независимых княжеств – это было естественно для Европы того времени. Там существовали три альтернативные модели развития, из которых лишь одна вела к современной России, а именно – Великое княжество Московское. Самой главной оппоненткой Москвы была Тверь. И хотя тверичи тоже строили централизованное государство с княжеским самовластием, они хотя бы были постоянными врагами монголов, в то время как московиты занимали нишу ведущих коллаборационистов. Кстати, именно Тверь сначала имела все шансы стать "собирателем земель" Северо-Восточной Руси, однако после разгрома антимонгольского восстания 1327 года, совместно подавленного монголами и московитами, потеряла свои позиции. Второй альтернативой был Новгород, который своим республиканским строем мало напоминал соседнюю Московию, а гораздо больше – ренессансную Венецию. У новгородцев была не только собственная социально-политическая модель, но и отдельные язык и культура, которые невозможно было спутать с московским.

Благодаря монгольской поддержке и союзу с православной церковью именно Москва возвысилась над остальными соседями и постепенно их поглотила

Но благодаря монгольской поддержке и союзу с православной церковью Москва возвысилась над остальными соседями и постепенно их поглотила. С 1456 по 1478 год продолжалось завоевание Новгорода, в 1485 году настал черед Твери. Параллельно в 1472–1480 годах Московия окончательно свергла монгольское превосходство.

Ну и именно на этот период приходятся тектонические сдвиги в религиозном мире. Московская церковь отвергает Флорентийскую унию с католическим миром (1445), самовольно назначает себе первого митрополита Иону (1448), а после падения Константинополя (1453) окончательно утверждается во мнении, что именно ее версия православия единственно истинна. Не пройдет и 40 лет, как начнется конструирование концептов "Нового Израиля" и "Третьего Рима".

Следовательно, именно в результате всех этих процессов и возникла политическая сущность, тогда называемая Московией, а с начала XVIII века – Россией.

Новорожденное государство довольно быстро росло, за 10 лет превратившись в крупнейшую страну Европы (не считая Османской империи). Оно поглотило и остальную часть своей бывшей метрополии – Орды, и Урал, и треть белорусско-украинских земель, подвластных Литве, и, наконец, пожелало стать владычицей морскою, то есть завоевать Балтику. Однако как там у русского пророка Пушкина:

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Иван Грозный проиграл Ливонскую войну (1582), и подавленная неудачами и опричниной Московия погрузилась в кризис. Затем ее ожидал коллапс и погружение в так называемые Смутные времена (1598–1613). Тогда под властью центрального правительства осталась только территория древнего Великого княжества Московского, а окрестности контролировались иностранцами или мятежниками.

Романовы не просто собрали Россию в старых границах, но и завоевали Сибирь, Кавказ и Центральную Азию, подчинили Украину, захватили Крым, Польшу и Финляндию

Романовы не просто собрали Россию в старых границах, но и завоевали Сибирь, Кавказ и Центральную Азию, подчинили Украину, захватили Крым, Польшу и Финляндию. Однако в 1917 году империя рассыпалась вдребезги, и буквально за два года под большевиками было не больше территории, чем под Иваном Грозным. Остальные земли превратились в независимые государства, такие как УНР.

Однако и на этот раз централизаторам удалось одержать верх и восстановить империю, пусть под другим флагом и без Польши с Финляндией. Правда, косвенный контроль над Восточной Европой Москва все равно получила в результате Второй мировой, но ненадолго.

В 1989–1991 годах произошла "третья смута", и Россия на западе съежилась до границ XVII века – еще со Смоленском, но уже без Чернигова и Минска. И именно этот факт лучше всего объясняет нынешнюю войну против Украины. Кремль не смирился с потерей и начал новое "собирание земель". В 1990-х война пришла в Приднестровье, Абхазию с Осетией и Чечню. В 2014 году такая же участь постигла Украину.

Путин если и не осознает, то чувствует, что четвертая российская итерация закончится так же, как и предыдущие – распадом государства. Однако в этот раз линии разлома пройдут уже внутри границ современной РФ. Наверное Чечня, вероятно – Якутия, может быть – Татарстан. Рано или поздно, но так произойдет, потому что все империи распадаются. В конечном счете останется только то, что было "собрано" до конца XV ​​века. И в ужасе перед этой перспективой Путин решил остановить ход истории, а лучше – развернуть его. Война за присоединение Украины показалась ему лучшим выходом.

То, что мы переживаем сейчас, – это последний акт распада четвертой из российских империй

Поэтому то, что мы переживаем сейчас, – не просто наша отложенная война за независимость. Это еще и последний акт распада четвертой российской империи. Если Украина падет (на самом деле уже нет), то Россия получит новый импульс для расширения и выйдет на новый круг империализма. Но поскольку наша победа уже неизбежна, то и распад России – вопрос времени.

И на этот раз, возможно, отвалятся не какие-нибудь далекие окрестности, а части "ядра". А это означает, что под угрозой окажется само понятие "России". Россия без Кавказа вполне реальна. Россия без Поволжья тоже возможна. Но может ли существовать Россия без Урала и Сибири? Не приведет ли потеря именно этих территорий к тому, что от России останется только Московия в границах ордынского улуса?

С Путиным уйдет в небытие последняя из российских империй, а на ее месте – после рек крови и пота – возникнет самая обычная среднестатистическая страна, окруженная со всех сторон врагами

Но даже если этого не произойдет, даже если территории с преобладающим русским населением никуда не уйдут из единого государства, обширный цикл истории России все равно завершится. 500 лет назад усилиями князя Ивана III, уже прозванного Великим, из обычного феодального княжества предстало не просто централизованное авторитарное государство, возникла новая империя, с которой очень быстро пришлось считаться всем соседям. И кто бы потом ни оказывался у власти – другие князья, цари, императоры, генсеки или президенты – и внутреннее устройство, и внешняя политика Московии-России оставались неизменными. Но сегодня появился пусть не первый, но вероятнейший шанс, что все это прекратится. Что с Путиным уйдет в небытие последняя из российских империй, а на ее месте – после рек крови и пота – возникнет самая обычная среднестатистическая страна, окруженная со всех сторон врагами. Потому что сил на постройку пятой империи у россиян уже не будет.

Кажется, книга истории России (точнее – истории российского империализма, что 500 лет было одним и тем же) близка к завершению. И Путин готовится пролистать ее последнюю страницу.

Ну, а мы должны ему с этим помочь.

Сейчас вы читаете новость «Путин готовится пролистать последнюю страницу истории России». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть