Судьба "замороженных" активов страны-агрессора будет одним из ключевых вопросов саммита "Большой семерки" в Италии в июне этого года. Хотя представители страны-членов G-7 согласовали позицию о передаче доходов от них Украине, дискуссия только обостряется. Почему – разбиралась Gazeta.ua.
"У нас есть план!"
8 мая 2024 года послы стран-членов ЕС заключили политическое соглашение об использовании доходов от замороженных активов России - средства пойдут на закупку оружия для Украины. Речь идет о более чем 3 миллиардах евро ежегодно.
Решение приветствовали в Украине, но в самой Европе оно имело взрывной эффект, потому что вызвало серьезные дискуссии. Почему даже деньги от страны-агрессора повлекли за собой спор и есть ли пути ее преодолеть, обсудили участники онлайн-дискуссии Киевского форума безопасности (КБФ).
Кто разрушает – должен заплатить
Оказывается, не все так просто, констатировал во вступительном обращении директор КБФ и экс-замминистра иностранных дел Украины Данил Лубкивский. По его словам, в целом речь идет о более чем 300 миллиардах долларов США "замороженных" российских активов, из них большая часть - 200 миллиардов - в Евросоюзе.
Ключевое несогласие состоит в том, что европейцы хотят пользоваться прибылями, не трогая самих активов. Однако и в том есть проблема: ущерб, нанесенный страной-агрессором Украине, оценивается от 500 миллиардов долларов США. Надо добавить еще и разрушение энергоинфраструктуры последних месяцев, объемы которой в стадии оценки, добавила член Совета безопасности КФБ и министр финансов Украины в 2014-2015 годах Наталья Яресько. Вдобавок, по ее словам, нужно позаботиться не только об оружии, но и о большой "бюджетной дыре" Украины.
Альтернативная идея есть – передать Украине не только доходы, но и все "замороженные" активы РФ. В прошлом году она была изложена в влиятельном западном издании Financial Times за подписью экс-премьера Украины и главы КБФ Арсения Яценюка.
В настоящее время КБФ обращается с предложением G-7. И вовремя, потому что в "семерке" вокруг этого горячо дискутируют.
На себя, на людей, на оружие
На саммите представителей Большой семерки (8 мая) послы стран-членов приняли худший из предложенных вариантов относительно замороженных активов РФ, рассказал старший научный сотрудник Института Гувера в Стэнфордском университете, советник Государственного департамента США в 2005-07 годах Филипп Зеликов. "Речь идет о том, чтобы использовать эти прибыли не для помощи Украине напрямую, а для компенсации военного бремени европейцев. И в СМИ это было представлено как прогресс! На самом деле, дискуссии еще продолжаются", - констатировал он. Мешает более существенному для Украины решению геополитика. По словам г-на Зеликова, большинство российских активов, якобы в Европе, но на самом деле в Северной Америке и Британии. "Россия, Китай и арабские страны шантажируют немецкое, японское и французское правительства, угрожая им невыплатами процентов доходов частных компаний. Также во Франции есть суверенные бонды", – пояснил он.
Этим и может быть обусловлено промедление ЕС в решении судьбы замороженных активов страны-агрессора.
Шантаж усиливается, потому что болит
И даже в смягченном виде конфискация активов вызвала резкую реакцию, и не только у страны-агрессора. Обратите внимание, что сделал Путин во время визита в Китай, - призвал участников дискуссии глава Киевского форума безопасности Арсений Яценюк.
"В совместном заявлении с Си они выступили с жесткой критикой даже попыток конфискации российских активов. На мой взгляд, это вызов для свободных западного мира, для США и ЕС. И это, по сути, попытка остановить конфискацию российских активов со стороны "Группы семи", - подчеркнул политик. - С точки зрения справедливости, Россию нужно заставить выплатить компенсацию Украине. Есть правовая основа для конфискации. Это должно соотноситься с привлечением РФ к уголовной ответственности. Мнения, что это может поразить доллар и евро, не заслуживают внимания. Я знаю, что на самом деле может поразить доллар или евро – это коллапс Украины. Чем быстрее решит "Группа семи", тем лучше".
Семь раз подумай – потом используй
Поэтому так важно не дать стране-агрессору никаких поводов для обжалования будущего решения по передаче ее активов. На гипотетических переговорах или в контактах с представителями других государств, если это будет, Россия будет просить о двух вещах, рассказал помощник госсекретаря США в 2005-2006 Стивен Рейдмейкер. Первая – это отмена санкций, вторая – возврат активов.
"Лучше всего будет сказать – все, поздно, денег нет, – подчеркнул он. - Но надо избегать соблазнов передать Украине деньги на покрытие бюджетного дефицита или оружие".
По словам эксперта, международное право в плане целевого использования этих активов является строгим. Инструмент введен для возвращения страны в правовое поле, в данном случае – заставить Россию выплатить Украину компенсации.
"Если средства пойдут на другие цели, будет очень трудно обосновать шаг, в том числе во время переговоров с РФ. В конце концов, мы должны искренне признать тот факт, что 300 млрд это большие деньги. Если мы используем только для поддержки Украины, это будет возможность правительствам других стран ослабить помощь ей", - считает Стивен Рейдмейкер.
В то же время, по его мнению, в принципе можно "подлатать" российскими деньгами и госбюджет Украины, потому что он страдает из-за огромных военных расходов и навязан страной-агрессором.
Это должен быть своевременный и обеспеченный поток финансов, "который и на фронте будет помогать и будет способствовать поддержке мирного населения", подчеркнула Наталья Яресько.
"А вот военная помощь - это наиболее уязвимый способ, который вызовет замечания и может стать зацепкой для РФ", - предостерег Рейдмейкер.
Две интриги
Но есть еще факторы, которые могут повлиять на реализацию планов тех, кто хочет как можно быстрее помочь Украине. Это выборы и – выборы.
Первые – выборы в Европарламент и связанный с ними вопрос безопасности в Европе.
Разорение наших складов оружия и арсеналов очень беспокоит Бундесвер, рассказала депутат Европарламента Виола фон Крамон-Таубадель. "И когда мы говорим об этом, военные не очень довольны обещаниями, которые дает Германия Украине. Поэтому нам нужно компенсировать ущерб, нанесенный Украине, как можно скорее, чтобы противостоять шантажу России и Китая, - отметила она. - Путь должен быть кратчайшим".
Вторые – выборы в США. Филипп Зеликов напомнил, что Конгресс США принял решение предоставил президенту право конфисковать российские активы. Поэтому Вашингтон в этом вопросе решительнее ЕС. Но ответный шаг Джо Байдена должен быть поддержан Европой, тогда Россия не сможет ответить, отмечали участники дискуссии. С другой стороны, президентская гонка в США ограничивает действующего хозяина Белого дома в маневре. Именно по этой причине ЕС, с одной стороны, и "Группа семи", с другой, должны принять консолидированное решение, причем чем быстрее – тем лучше. Ибо каждый день промедления дорого обходится не только Украине, но и всему демократическому миру.
А в Киеве – упоминание
Официальный Киев, ссылаясь на решение Конгресса США, напоминает - это сигнал другим государствам, которые держат российские активы, что это важно и законно, что это следует делать, заявил в эфире "Единого телемарафона" 17 мая министр юстиции Денис Малюска.
"Но нужно понимать, что это не решение о конфискации, это разрешение его принять, - пояснил чиновник. – В любом случае, США настроены принимать его синхронно с партнерами по G-7".
По словам министра, в Киеве ожидают от саммита "Группы семи" скоординированного решения, после чего начнется процесс имплементации - определение нужных законов.
В настоящее время "мы на очень активной финальной стадии будущих договоренностей о принятии решения в июне", заверил Малюска. В то же время он предположил, что о полной конфискации активов страны-агрессора пойдет речь "на каком-то следующем этапе".
Комментарии